В прошлом году мурманскими рыбаками достигнут рекордный за последние 15 лет показатель вылова. Этой приятной новостью поделился с журналистами и. о. председателя комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области Олег ЗАБОЛОТСКИЙ на брифинге, посвященном развитию рыбной отрасли региона в наступившем году.

На недавнем заседании правительственной комиссии по вопросам развития рыбной отрасли под председательством первого вице-премьера Виктора Зубкова было отмечено, что рыбопромышленный комплекс Мурманской области движется в правильном направлении. И заполярные рыбаки подтверждают это своими показателями. В ушедшем году впервые за последние полтора десятка лет общий объем вылова превысил 664 тысячи тонн.

Не снижают темпов мурманские промысловики и в году наступившем. За первую половину января выловлено уже на 4250 тонн рыбы больше, чем за аналогичный период прошлого года. А впереди мойвенная путина. И нынче рыбаки намерены выбрать выделенную им квоту полностью. Для этого, по мнению Заболотского, есть все предпосылки.

Впрочем, мойва при всем к ней уважении и личных вкусовых пристрастиях многих северян вряд ли сможет в полной мере возместить прогнозируемые учеными ПИНРО потери на промысле, связанные с заметным уменьшением запасов в море путассу и сельди. Как их компенсировать?

- Один из вариантов - увеличение объемов промысла в экономических зонах иностранных государств, - прозвучало на брифинге. - Пора возвращаться на просторы Мирового океана, восстанавливать утраченные в постсоветские времена позиции. И работа в этом направлении уже ведется. Примером здесь может служить Мурманский траловый флот, сохранивший за собой право вести промысел в богатых рыбой районах близ берегов Мавритании и Марокко.

Большие надежды в наступившем году возлагаются на расширение объемов производства предприятиями Кольского полуострова, занятыми аквакультурой. Главный инвестор в этой сфере - компания «Русское море» - уже готов заключить договор с Федеральным агентством по рыболовству на пользование тремя рыбопромысловыми участками в губах Титовка и Кислуха на побережье Баренцева моря. Вскоре, как сообщил Олег Заболотский, мы узнаем имена и новых участников конкурса на право пользования такими участками, которые готовы вложить средства в развитие аквакультуры. Кроме того, одна из крупных рыборазводных компаний региона прорабатывает проект строительства завода по производству смолта (семужьей малышни).

Остается актуальной задача обновления флота. Одно крупнотоннажное судно по заказу мурманской рыбопромысловой компании уже строится. Запланировано заложить еще пять, но все - на иностранных верфях и за счет собственных средств судовладельцев. Можно их, конечно, рассматривать как инвестиции в судостроение. Но, получается, не в наше. Не будем лукавить, отечественные верфи пока не в состоянии (да и желания особого не выказывают) строить современные, конкурентоспособные крупно- и среднетоннажные рыболовецкие суда.

- Впрочем, считать строительство судов обязательно на российских верфях самоцелью тоже не совсем логично, - говорит Заболотский. - Большую часть советского рыбодобывающего флота составляли суда, построенные в ГДР и Польше. И никто не видел в этом ущемления национального достоинства. Возрождение отечественного судостроения сегодня реально начать с малого флота - небольших судов для нужд прибрежного рыболовства. Наш комитет готов оказать в этом помощь мурманским прибрежникам. На днях я встречался с представителями одного из кредитных учреждений. Рассматривался вопрос предоставления прибрежникам льготных условий кредитования. Это сможет стать для них большим подспорьем в деле модернизации и обновления изрядно поизносившихся судов.

Андрей ПОПОВ