Завтра в Мурманск сейнер-траулер «Лазурный», принадлежащий ООО «Айсберг-Норд», привезет первый груз свежей мойвы «урожая-2011».

Это единственное на Северном бассейне наливное судно сегодня берет на борт последнюю партию живой рыбы и прямым курсом - в родной порт. Ее уже ждут на Мурманском рыбокомбинате для расфасовки и отправки в торговую сеть.

Информация об этом явно придала очередному заседанию штаба мойвенной путины приподнятое настроение. Ведь что бы ни говорили его участники вслух - мол, пустяки, дело привычное - в душе каждый из них понимает, что это все-таки событие. Тем более после продолжительного моратория на вылов мойвы. Напомним, первый после перерыва промысел начался лишь в прошлом году. И, между нами, не совсем удачно...

Чувствуется, рыбаки учли прошлогодние ошибки. К февралю выловлено уже почти семь тысяч тонн народной рыбки. Это на три с лишним тысячи больше, чем было год назад. С успехом мурманчан поздравил заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов, принимавший участие в заседании с помощью селекторной связи. Пользуясь случаем, он также выдал несколько «секретов», представляющих для заполярных промысловиков прямой интерес.

В частности, найдено наконец взаимопонимание с министерством обороны по поводу закрытия целых промысловых районов по причине учебных стрельб, что нередко делалось в самый разгар путины. В Госдуме рассматривается законопроект, по которому будет четко определено, как и в какое время будет осуществляться закрытие. Уже есть поручение от аппарата правительства РФ сразу после принятия закона издать совместный приказ о взаимодействии Росрыболовства и минобороны в части определения порядка закрытия морских районов.

Затем пошли прямые «вести с моря». Находящийся на борту рыбоохранного судна «Анграпа» руководитель штаба по регулированию добычи мойвы в Баренцевом море, старший госинспектор ББТУ Андрей Ревякин доложил обстановку на промысле. Сейчас там находятся 19 судов Северного и Западного (калининградцы) бассейнов. На подходе еще несколько траулеров. Основной «клев» в эти дни - на северном и центральном участках российской экономической зоны. Обстановка благоприятная. Уловы от 30 до 60 тонн за час-два траления. Суточный вылов доходит до 240 тонн. Рыба идет крупная. Иностранных судов, по выражению Ревякина, на промысле замечено не было. Имеются в виду прежде всего норвежские. Соседи - главные наши конкуренты - заняты пока ловом мойвы у Исландии. Но внимательно следят за сводками россиян.

Немного «приземлил» промысловиков главный инженер Мурманского рыбного порта Сергей Поляков. Вроде и все готово к приему судов, лишь одна беда - холодильные емкости забиты практически на 95 процентов. Свободных - от силы на 4 тысячи тонн рыбопродукции. Основная причина - не разобрана еще прошлогодняя сайка.

Генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин не стал скрывать, что большей частью это сайка, выловленная судами объединения и заложенная на хранение в портовые холодильники. Однако она уже вся продана и принадлежит различным торговым компаниям. А тем из-за расценок выгоднее держать рыбу в мурманских холодильниках, нежели в среднероссийских или тем более в московских. Повлиять на них (а это почти два десятка торговых предприятий) Союз не может.

Что же касается непосредственно мойвенной путины, то в ней в общей сложности будут задействованы 14 судов Союза (сейчас их шесть), которые доведут среднесуточный вылов до 2,4 тысячи тонн. Есть уверенность, что выделенные входящим в объединение компаниям квоты будут выбраны полностью.

Но остается проблема сбыта. В магазинах до сих пор лежит мороженая норвежская мойва по бросовой цене в 24 рубля за килограмм. И при этом ходят слухи, что федеральные власти собираются вообще отменить ввозные пошлины на рыбу. Соседи на своих куда более современных и производительных судах завалят наш рынок тогда еще и свежевыловленной.

- И это в то время, - подчеркнул Василий Никитин, - когда у нас действительно серьезных, долгосрочных контрактов на поставку мойвы, к сожалению, пока нет. Хранение и реализация продукции вскоре станет проблемой номер один.

Василий Соколов успокоил мурманчан: в Росрыболовстве никогда такие меры не поддерживали и пока об отмене пошлин ничего не слышали - ловите спокойно.

Исполнительный директор Мурманского тралового флота Николай Карлин еще раз отдал должное настойчивости заполярных рыбаков, добившихся своевременного открытия контрольной точки «Север-2». Благодаря этому суда без потерь драгоценных на путине часов оперативно переходят с участка на участок. К сегодняшнему дню тралфлотовцы добыли уже более трех тысяч тонн мойвы. Приход первого судна МТФ в Мурманск запланирован на 5 февраля. Учитывая, что примерно в то же время должны вернуться в порт сразу два судна компании «Робинзон», Николай Карлин уведомил представителя портовиков, что тралфлот готов организовать выгрузку своими силами. Нужны будут только кран с крановщиком и стропальщик. Все это для того, чтобы судну без задержки вновь уйти на промысел. Туда направляются и два транспортных судна МТФ, дабы не отвлекать промысловые от основного занятия.

Итак, рыбакам Северного бассейна предстоит выловить в этом году 100 тысяч тонн мойвы да плюс 5 тысяч по научной квоте. Ученые, кстати, обещают: по крайней мере в ближайшую неделю благоприятная обстановка на промысле не изменится. Зато изменилось, как отдельно отметил руководитель Баренцево-Беломорского теруправления Росрыболовства Валентин Балашов, отношение рыбаков к своим коллегам. Они стали больше доверять друг другу и регулярно обмениваются через штаб путины информацией о том, где находятся наиболее крупные скопления мойвы. Так что есть надежда - сообща мурманские рыбодобытчики досыта накормят земляков любимой многими рыбкой.

Андрей ПОПОВ