После недели бурных обсуждений проблем отечественной рыбной отрасли на самых разных уровнях рыбацкое сообщество несколько успокоилось в ожидании обещанных перемен к лучшему. Прежде всего, внесения поправок в действующее законодательство. В нем хватает и нестыковок между различными нормативными актами, и положений, не соответствующих нынешним реалиям. С этим согласны практически все - от депутатов российского парламента и чиновников различных ведомств (в том числе и контролирующих соблюдение законов рыбаками) до самих добытчиков даров моря, в первую очередь страдающих от нечеткости предъявляемых к ним требований. С мнениями последних мы и хотим познакомить читателей. Какие из наболевших вопросов отрасли и, главное, каким образом необходимо решать в первую очередь?

Слово генеральному директору ЗАО «Мурмансельдь-2» Юрию ЗАДВОРНОМУ:

- Начну с проблемы, касающейся не только самих рыбаков, но и всех мурманчан, всех жителей Заполярья. Да, отрадно было услышать на одном из недавних совещаний от заместителя губернатора области Олега Тигунова такую цифру: сегодня на 25 процентов региональный бюджет пополняется за счет рыбной промышленности. Но если у рыбаков появятся дополнительные затраты, то и областная, и городская казна недополучат значительные суммы. То есть хуже станет всем. Имею в виду проблемы и «незаходных» судов, и тех, что ведут прибрежный промысел.

Из-за чего начался вызвавший громкие дебаты сыр-бор с пограничниками? Просто с начала года они вдруг переменили свое мнение и заявили: вся добытая прибрежниками (речь пока о них) рыба должна доставляться на берег непосредственно судами, осуществляющими вылов. Хотя в других нормативных документах, в том числе постановлении правительства Мурманской области, говорится, что продукция может поставляться в определенные пункты доставки на побережье как промысловыми, так и транспортными судами.

Дальше больше. Суд постановил, что такую рыбу еще и перерабатывать в море нельзя, а надо доставлять на берег лишь в первозданном, так сказать, виде. Даже строгий Роспотребнадзор был удивлен такой постановкой вопроса. Если спор не будет завершен как можно скорее, то пострадают в первую очередь простые мурманчане, потребители рыбопродукции. Многие помнят, как долго пробивалось решение о торговле свежей мойвой, охлажденной треской. И вот опять.

Поэтому приятно было узнать, что приезжавший недавно в Мурманск вице-спикер Госдумы Валерий Язев разобрался в ситуации и во многом изменил свою позицию в данном вопросе. Намечено разработать законопроект о поправках, призванных исправить положение. Их с нетерпением будут ждать рыбаки. А пока придется действовать в рамках той нормативной базы, которая имеется. Промысловики, кстати, вообще стали намного законопослушнее. Даже на заседании Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству отмечалось, что за последние несколько лет в Баренцевом море практически изжит нелегальный промысел. Мы готовы работать так и дальше. Но только скажите наконец рыбакам ясно, как, по каким все же правилам работать. Не дело производителей продукции, какой бы отрасли экономики это ни касалось, ходить по судам и выяснять, кто прав. Дайте нам четкую инструкцию, согласованную со всеми заинтересованными ведомствами, и мы будем по ней действовать. Поэтому очень хочется надеяться, что все обещания будут претворены в жизнь. Вопрос должен быть решен в правовом поле.

На то, что законотворцы сумеют оперативно исправить свои недочеты в действующих документах, надеется и член правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников Мурмана, генеральный директор ООО «Семь островов» Алексей ТЕРЕХИН:

- Прежде всего нужна политическая воля. После конкретного и в чем-то даже резкого выступления в Астрахани Владимира Путина воз проблем рыбной отрасли сдвинулся с места. Теперь пора сделать следующий решительный шаг. А приняв правила, по ним в дальнейшем и играть. Без всякого двойного толкования. Еще хотелось бы, чтобы по ходу разработки поправок в закон о рыболовстве законодатели чаще советовались с теми, в чьих интересах они вообще-то и принимаются...

Капитан дальнего плавания Олег ЧЕБЕРЯЧЕНКО лишь недавно покинул мостик. Он много лет отходил в море на судах Мурманского тралового флота и сам, бывало, невольно оказывался в положении «незаходного». Поэтому из всех обсуждавшихся на прошлой неделе тем его больше всего волновала та, что связана с ситуацией, сложившейся вокруг судов, построенных или модернизированных на иностранных верфях. Капитан считает если не полным абсурдом, то по крайней мере нехозяйским подходом нынешнее положение дел. Ведь непомерные таможенные пошлины отбивают у рыбаков всякое желание заходить в родные порты и фактически лишают россиян десятков тысяч тонн высококачественной рыбопродукции:

- В свое время большая часть судов советского рыбопромыслового флота была построена в братских Польше и ГДР, а также на украинских верфях. После развала СССР все они в одночасье стали считаться кораблями иностранной постройки. По действующему законодательству за какой-нибудь болт, купленный за границей за, скажем, пять евро, при въезде на территорию России я должен еще те же пять евро заплатить в виде таможенной пошлины. Надо немедленно отменять эту узаконенную обираловку, оправдываемую «защитой интересов отечественного производителя». Пусть он сначала научится делать способную конкурировать с заграничной продукцию.

Пока же все ограничивается полумерами. Я работал на траулере «Адмирал Шабалин» старпомом, когда он стал «незаходным». Моему сыну повезло больше. В том же звании, что и я, и на том же судне он застал время, когда рыбакам дали короткую поблажку. На период первой после долгого запрета мойвенной путины занятым на ней «незаходным» судам разрешили-таки заходы в Мурманск без уплаты драконовских пошлин. Нынешнее предложение о введении для таких судов временной амнистии - та же самая полумера, не способная кардинально изменить ситуацию.

Не будем к тому же забывать, что обновление флота требует от решившихся на него судовладельцев огромных средств. А им еще ставится и такая подножка в виде несуразных по размеру таможенных пошлин. Кроме того, постоянно растут цены на топливо. Неужели мы хотим окончательно загубить отечественный рыбодобывающий флот и полностью перейти на импортную рыбу? Я еще помню, как мы ходили в Тихий океан, там наши рыбаки в общей сложности добывали за сутки по шесть тысяч тонн великолепнейшей ставриды. Сможем ли мы сейчас на устаревших судах, без соответствующей модернизации даже просто дойти до столь отдаленных районов промысла? Способность же российских верфей в их сегодняшнем техсостоянии привести суда в надлежащий порядок вызывает серьезные сомнения. А время не ждет.

Говорил бывший капитан и о необходимости поднять статус нынешнего агентства по рыболовству до уровня министерства. По поводу места этого ведомства в российской табели о рангах, которое не соответствует экономической значимости рыбной отрасли, недоумевали даже норвежские коллеги, с которыми Олег Чеберяченко часто общался в бытность начальником промыслового района. Кстати, в той самой Норвегии, по его данным, за последнее десятилетие было открыто 56 рыбоперерабатывающих фабрик, ориентированных в подавляющем своем большинстве на уловы российских судов. «Бегству» их туда во многом способствовали именно высокие таможенные пошлины, действующие дома.

Опрошенные корреспондентом «Мурманского вестника» рыбаки привели лишь несколько примеров, говорящих о необходимости внести изменения в действующее «рыбное» законодательство. С таким вариантом выхода из правового тупика согласились представители всех сторон, участвовавших в недавних дискуссиях. И это вселяет в рыбаков надежду, что теперь дело сдвинется с мертвой точки, что реальные шаги не будут подменены очередными малозначащими слушаниями и рекомендациями. Их уже, право слово, хватало.

Андрей ПОПОВ