Помнится, в начале года на отчетно-выборном собрании Союза рыбопромышленников Севера его генеральный директор Василий Никитин процитировал не самую, прямо скажем, веселую шутку одного из своих коллег. Мол, собственные выступления о проблемах флота мог бы несколько лет назад записать на магнитофон и прокручивать без изменений до сих пор. Потому что на все обращения рыбаки получают от чиновников различных ведомств одни и те же отписки.

Немного утрировал, конечно, бывалый моряк. Все-таки за последнее время рыбакам при поддержке региональной власти удалось добиться существенных изменений в законах, защищающих их интересы. Но и нерешенных проблем еще хватает.

- Большинство из них касается административно-правовых документов. И если откровенно, то этих проблем почти не убавилось, - говорит Василий Никитин. - Взять хотя бы наши споры с пограничниками по поводу перегрузки рыбы на транспортные суда в российской экономической зоне и ее обработки там непосредственно на борту. Положения закона о рыболовстве в данном случае читаются двояко. К сожалению, Государственная дума в «уходящем» ее составе так и не успела внести предложенные рыбацким сообществом поправки. А ведь для нас это более чем актуально.

Приведу такой пример. Везем мы из Норвежского моря груз добытой там сельди, путассу, скумбрии. То есть видов, не подпадающих под понятие анадромных (то есть далеко мигрирующих), за которыми у пограничников особый контроль. Так зачем их инспекции подниматься с проверкой на борт судна? Они говорят: «Имеем право проверять любое зашедшее в порт судно и в случае каких-либо неурядиц ставить в известность Баренцево-Беломорское территориальное управление Росрыболовства (ББТУ) - «куратора» рыбаков Северного бассейна». Но разве инспектора ББТУ не могут сами сразу разобраться в ситуации? Увы, сохранилась у контролеров из различных ведомств привычка дублировать действия друг друга. Им что? Служба идет. А вот для рыбаков, которые спешат вернуться на промысел, все это оборачивается более чем ощутимой потерей времени. Порой стоянка затягивается до десяти суток. В Норвегии она отнимает максимум сутки. Вот и почувствуйте разницу...

Еще одна избитая тема - «незаходные» суда. Мы часто обсуждали ее с капитанами, судовладельцами. Их мнение единодушно: даже если завтра разрешат построенным или модернизированным за границей судам заходить в российские порты без нынешних драконовских налогов и пошлин, но задержки из-за многочисленных проверок и длительной обработки не прекратятся, нас в Мурманске еще долго не увидят. Вот, к примеру, суд еще полтора года назад решил в пользу рыбаков тяжбу о таможенном транзите рыбопродукции через территорию России. Но таможенная служба до сих пор не может внести исправления в правила оформления таких грузов. Естественно, при подобной волоките у рыбаков нет никакого желания заходить в отечественные порты.

- Если бы это относилось только к таможенникам...

- Количество желающих показать свою власть над рыбаками все еще велико. И ведь ловко устроились все эти санитарные, ветеринарные и прочие проверяющие и надзирающие службы. Заходивший в иностранные порты корабль возвращается в Мурманск практически в идеальном состоянии как для ведения промысла, так и хранения улова. Потому что не дай бог где-нибудь в Норвегии «залететь» на фиш-контроле! Моментально судно лишат права на экспорт туда рыбопродукции, то есть выдаваемого ЕС разрешающего номера. Понятно, что капитан такого траулера безукоризненно соблюдает все предъявляемые там условия. Поэтому «идущие по следу» наши родные контролирующие службы фактически застрахованы от ошибки. Формальные акты заполнили - и вся работа.

Раз пошло такое дело, приведу еще пример формального подхода. В этом году в Баренцевом море особенно злые шторма. У всех на слуху недавние трагедии с целым рядом судов. Укрываясь от стихии, корабль уходит в более спокойный район переждать - как говорят моряки, перештормовать. А тот, оказывается, закрыт для промысла. Пограничники тут как тут: «Вы зашли сюда специально - рыбу незаконно половить!» ...Но послушайте, нынче ее, прежде всего самой ходовой трески и пикши, в северных водах навалом! Давно не было таких скоплений. Нет капитану никакого смысла тайком пробираться на какой-то закрытый участок, чтоб урвать больше рыбы, рискуя быть обвиненным в браконьерстве. Просто потому, что он чисто теоретически мог ловить там рыбу. Какая уж тут презумпция невиновности или вообще здравый смысл. Нельзя сюда и точка. Утонешь - твои проблемы...

Оторваны от реальной жизни и не учитывают интересов промысловиков многие документы, касающиеся рыбной отрасли. Между тем в Мурманской области 26 процентов налоговых отчислений в бюджеты всех уровней дают именно ее предприятия. Могли бы дать и больше. Но стабильной работе мешают всевозможные бюрократические препоны.

- И вряд ли они помогают нашим пахарям моря соперничать с зарубежными.

- Это важная грань проблемы. Все ближе вступление России в ВТО. Мы не раз предупреждали о том, что в преддверии этого события в стране не созданы конкурентные условия для работы наших судов как в море, так и в портах. У нас по существующим нормам слишком большой по сравнению с иностранными флотами экипаж, таких простоев, вызванных излишними формальностями, как в российских портах, в тамошних не допускают. Наша продукция из-за всего этого становится дороже импортной. Какая тут может быть соревновательность? При вступлении в ВТО российская рыбная отрасль получит не стимул, а одни минусы. Давайте же сначала приведем в соответствие мировым стандартам действующие у нас нормы!

- В феврале состоится третий всероссийский съезд работников рыбного хозяйства...

- К нему мы подготовили свои предложения, в том числе нацеленные и на решение названных проблем. Заранее направили их в Росрыболовство, в другие заинтересованные ведомства - с тем, чтобы на рыбацком форуме страны сразу приступить к конкретному обсуждению. Считаем, что время для проведения съезда - в преддверии президентских выборов - выбрано удачно. На заботы рыбной отрасли наверняка будет обращено больше внимания до них, чем после. Поэтому постараемся использовать и такую возможность, чтобы скорее довести до власти наши чаяния.

- Как вы смотрите на перспективы будущего года?

- Последняя сессия Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству приняла решение об увеличении квот на вылов основных объектов промысла на следующий год. В частности, на 50 тысяч тонн увеличена квота на треску. Сохранена квота на мойву, что очень важно, ведь ее будут ждать покупатели. Так что нам будет что ловить. А мы свое дело знаем и земляков рыбой обеспечим. Хотелось бы только, чтобы и проблемам рыбаков уделялось больше внимания. Труд у них и так тяжелый. А тут еще добавляются всякие бюрократические барьеры. Вместо того, чтобы встречать экипаж в порту с оркестром, как было раньше, его там ждут по приходу всевозможные проверяющие службы. Дайте рыбаку спокойно трудиться - таково мое пожелание на наступающий год!

Фото: Федосеев Л. Г.
Андрей ПОПОВ.