Не менее чем ста тысячами тонн свежей мойвы намерены попотчевать земляков российские рыбаки в ходе зимне-весенней путины 2012 года. Правда, пока они точно не знают, в каких районах промысла и когда по срокам ожидаются наиболее крупные скопления этой популярной в народе рыбки. Как пел Высоцкий, «о том молчит наука». ПИНРО обещает выставить на своем сайте полностью доработанные прогнозные сводки к концу декабря.

На состоявшемся на днях в Союзе рыбопромышленников Севера промысловом часе, где вопрос проведения предстоящей путины был основным в повестке дня, специалистам института попенял за задержку с предоставлением данных их коллега из научно-производственной компании «Морская информатика» Дмитрий Клочков. Тут же, впрочем, выразивший солидарность с пинровцами в том, что касается недостаточного финансирования проводимых отраслевыми институтами Росрыболовства научных исследований в целом. Ведь в итоге неполноценная информация о состоянии рыбных запасов негативно скажется при отстаивании интересов российских рыбаков на различных международных переговорах о распределении квот. Ученых поддерживают в этом вопросе и сами рыбодобытчики.

На промысловом часе прозвучали и другие причины, способные помешать нормальному ходу мойвенной путины. В частности, тревожит ситуация с холодильниками в мурманском порту. Они уже и сейчас основательно забиты рыбой других видов. А ведь почти одновременно с мойвой сюда пойдет и сельдь.

Все это, естественно, существенно увеличит сроки обработки и стоянки судов в порту в самое драгоценное путинное время. Поэтому уже есть предложение от одного из крупнейших мурманских флотов вынужденно перегружаться на иностранные транспортные суда, если не будет хватать своих. Иначе простои траулеров с полными трюмами неизбежны. Мойву будет просто некуда девать.

Беспокоит рыбаков и отсутствие пока договоренности с Северным флотом о местах и времени учебных стрельб. В период прошлой зимне-весенней путины такое соглашение действовало, и на участках наиболее активного промысла никто не разгонял мойву залпами корабельных орудий. Как будет обстоять дело в этот раз, ясности до сих пор нет.

Равно как и официального решения о возможности захода судов в случае шторма в точки укрытия на побережье Кольского полуострова. Рыбакам хотелось бы, чтоб правительственное постановление по данному поводу, уже согласованное во всех инстанциях, увидело свет до начала путины. Что самое обидное, норвежские чиновники давно разрешили всем судам длиной до 70 метров, в том числе российским, в случае буйства стихии заходить в укрытия на побережье Северного королевства без помощи лоцмана. Достаточно известить об этом тамошний центр мониторинга, обслуживающего норвежскую экономическую зону. Единственное условие: не совершать в их фьордах выгрузку рыбы.

В общем, как подытожил после обмена мнениями с представителями других мурманских флотов генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин, раньше 20 января вряд ли кто выйдет на промысел мойвы. Ну а когда соберутся, на ее вылов подтянутся до четырех десятков судов, в том числе более двадцати крупнотоннажных. Это будут не только мурманские, но и, в частности, калининградские рыбаки.

Поскольку полностью трюмы траулера заполняются уловом в среднем за 10 суток, то к концу января можно ждать первое судно с добычей. Его хотят по возрожденной после долгого перерыва в промысле мойвы традиции встретить в порту в торжественной обстановке, с оркестром и обязательным огромным пирогом самому быстрому экипажу.

Главное, считает Василий Никитин, что с каждой путиной спрос на мойву растет. Потребители к ней уже привыкли и готовы приобретать во всех видах. Хотя, конечно, по-прежнему предпочитают свежеохлажденную, только доставленную в порт.

А в то, что она будет завидного размера, вселил надежду Дмитрий Клочков. Появление мойвы все ближе у наших берегов отмечают капитаны судов, занятых пока выловом других объектов промысла. А один так даже прислал Клочкову фотографию попавшейся случайно в трал мойвины, кондиционной во всех отношениях.

Как и раньше, на предстоящей мойвенной рыбалке будет работать штаб путины, координирующий действия флотов. Первое его заседание запланировано провести уже в январе, в преддверии открытия промысла.

Андрей ПОПОВ.