Видеоконференции с участием всех приморских регионов страны руководство Федерального агентства по рыболовству (ФАР) проводит регулярно. Нередко из центров рыбацких регионов, в том числе из Мурманска. Но впервые заместитель главы Росрыболовства прибыл к нам, чтобы провести в режиме он-лайн всероссийское совещание, посвященное исключительно промыслу мойвы. И это не случайно. Поставкам на российский берег недорогой «народной» рыбы в главном рыбацком ведомстве страны придают особое значение.

Открывая видеоконференцию, Василий Соколов привел оперативные данные по отрасли. Российский флот в целом с начала года добыл уже более миллиона тонн водных биоресурсов. Это больше, чем за тот же период в прошлом году, тоже, кстати, весьма неплохом по показателям. Основной вклад в общую копилку вносят Дальневосточный и наш Северный бассейн. Правда, как раз последний несколько отстает по сравнению с 2011-м.

- Одна из главных причин связана с неудачами на промысле мойвы, - объяснил замглавы ФАР. - Подводя предварительные итоги ее путины, хотелось бы услышать не только объяснения, но и предложения, как исправить ситуацию в будущем. А пока давайте свяжемся непосредственно с районом промысла.

- Всего за зимне-весенний период мойву добывали 33 судна. Из них 26 - мурманские, остальные семь пришли с Западного бассейна, - доложил с борта спасательного морского буксира «Микула» начальник оперативного штаба путины Николай Емельянов. - На сегодня 11 судов полностью закончили промысел мойвы и перешли на лов других видов рыб. И так-то невысокие уловы в последние дни еще более снизились. За время промысла корабли норвежской береговой охраны провели 11 проверок российских траулеров, работавших в зоне их ответственности. Замечаний не было, лишь трем судам рекомендовано сменить позицию и глубину траления из-за высокого прилова трески и пикши. Российские надзирающие органы проверяют наши суда в контрольной точке «Север-1». Всего с начала промысла освоено около 58 тысяч тонн мойвы из 99 тысяч тонн выделенной россиянам на этот год квоты.

Затем слово передали науке.

- Мойва нынче несколько моложе прошлогодней, поэтому и более мелкая, - начал перечисление причин неудачного промысла заведующий лабораторией ПИНРО Александр Крысов. - Не способствует успешной рыбалке и устаревшая гидроакустическая аппаратура на российских судах. В сравнении с ними норвежские куда быстрее находят крупные рыбные косяки. Но главное, сложилась редкая гидрологическая обстановка - аномально теплая вода в Баренцевом море. Прибавьте сюда еще и крайне неблагоприятные метеоусловия. Поэтому мойва очень быстро ушла в западном направлении - в норвежскую экономическую зону. Но отдельные подходы пусть и мелкой мойвы к нашим берегам еще ожидаются, какое-то время промысел последние суда продолжат. И все-таки, по нашим прогнозам, приблизительно к 26 марта путина завершится.

Директор НПК «Морская информатика» Дмитрий Клочков дополнил своего коллегу, напомнив о еще одной причине трудностей на нынешней мойвенной путине. Выше всех прогнозов вырос запас трески. Настолько, что она пожирает не только традиционный продукт питания - мойву, но и более молодых своих же соплеменников. Кроме того, она все время попадается в тралы с мойвой, иной раз ее прилов составляет до половины содержимого сетей. Порой из-за этого приходилось менять район промысла. Кстати, у норвежцев абсолютно такие же проблемы и оттого также заметное отставание в выборе выделенной им квоты.

Наступила очередь высказать свое мнение и самим рыбакам. Первым взял слово председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Виталий Касаткин:

- Приловы трески действительно велики. К нашим судам неоднократно подходило норвежское инспекторское судно и настоятельно просило сменить место промысла. Необходимо на ближайшей сессии Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству поставить вопрос об увеличении разрешенного прилова трески до 10 процентов от поднятой на борт мойвы. А вот о гидролокаторах не надо! Они у нас ничем не хуже, чем у норвежцев. Более того, те часто используют наши суда как поисковые. Только мы ставим трал, тут же появляются норвежцы и «заметывают» в непосредственной близости свои кошельковые неводы. Значит, доверяют нашему оборудованию и опыту.

Заместитель генерального директора ООО «Мурманский траловый флот» Николай Андросов проинформировал участников видеоконференции, что за время путины суда консорциума совершили 14 заходов в родной порт. Большая часть продукции осталась в местной торговой сети, но есть и поставки за пределы области. В общей сложности выловлено свыше 12 тысяч тонн мойвы.

Свое видение проблемы высказал заместитель председателя Мурманского регионального комитета рыбохозяйственного комплекса Вадим Соколов:

- Калининградцы на путине работали в тех же условиях, что и мурманчане. Тем не менее шесть их компаний стопроцентно выбрали положенную им квоту. Действовали как единый кулак. У нас на промысел вышли 15 компаний, и у каждого руководителя своя тактика.

- Что есть, то есть, - согласился с однофамильцем Василий Соколов, подытоживая высказанное на совещании. - Калининградцы и впрямь работали слаженнее, оперативно обменивались друг с другом информацией. Что же касается недостаточного обеспечения наукой данными рыбаков, то здесь скорее упрек не к ней, а к государству. Отраслевая наука финансируется в течение последних трех лет явно недостаточно. В госконтракт ПИНРО на следующий год мы обязательно будем закладывать расходы на поисковые съемки, которых нынче не было. Мы неоднократно обращались в правительство и дальше будем настаивать на увеличении финансирования исследований отраслевых ученых. Это дело государственной важности. Мойва - по-настоящему народная рыба. Ее путина является одним из ключевых мероприятий года. Да, по объемам ее нельзя сравнить с минтаевой путиной на Дальнем Востоке. Но мы не должны забывать, что большая часть минтая идет на экспорт. Мойва же - на внутренний рынок. Это исключительно дешевая рыба, вкусная и полезная. Так что для нас это «путина номер раз». Все высказанные сегодня предложения мы суммируем и примем как руководство к действию. Во-первых, проработаем вопрос о расплодившейся треске, слишком активно выедающей мойву. Думаю, имеем все основания выйти на очередную сессию СРНК с однозначным предложением увеличить квоту на вылов трески. Кстати, цена трески у рыбаков снизилась на 6 рублей за килограмм, а в розничной сети осталась по крайней мере прежней. Опять идет перераспределение не в пользу рыбодобытчиков. Во-вторых, следует увеличить процент допустимого прилова трески при промысле мойвы. В-третьих, придется снова вести переговоры с министерством обороны по поводу закрытия целых районов промысла из-за учебных стрельб. Воз и ныне там. Рассчитываем, что к следующей путине мы добьемся наконец того, что стрельб по экономике своей же страны больше не будет.

Андрей ПОПОВ.