Знаковое для мурманских рыбаков-прибрежников событие произошло на днях в городе Отрадное Ленинградской области. Именно здесь расположены верфи судостроительного завода «Пелла», на которых и заложили в торжественной обстановке корпус принципиально нового специализированного судна, которое будет заниматься в Баренцевом море исключительно ярусным ловом донных видов рыб.

У рыбаков Северного бассейна такой способ пока еще не прижился, хотя наши соседи-норвежцы все чаще на него переходят и переоборудуют свои суда прибрежного промысла в ярусоловы. В чем преимущества данного вида рыбалки, разъяснил и. о. руководителя комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области Олег Заболотский. Прежде всего ярус является более щадящей по сравнению с традиционным донным тралом технологией, позволяющей снизить негативное воздействие на обитателей морского дна при ведении промысла.

Помимо этого, на участках с малой концентрацией рыбы применение яруса более эффективно, нежели траление. А современное рыболовство, по убеждению Олега Заболотского, должно применять наиболее ресурсосберегающие технологии добычи, для чего использовать самые совершенные орудия промысла.

В Мурманской области первым по-настоящему, всерьез и надолго решил взяться за ярусный лов директор рыбодобывающего предприятия ООО «Персей» Александр Чумаков. Нашел партнеров - руководителей того самого судостроительного завода ОАО «Пелла». Варианты сотрудничества были разные. Наконец летом прошлого года остановились на создании совместной компании «Персей-Пелла». Она является своего рода единым оператором проекта строительства серии ярусоловов из пяти судов на всех этапах его реализации. Конечный результат, на который нацелены партнеры, - эффективная добыча рыбы новыми высокотехнологичными судами, качественная переработка продукции и ее прибыльный сбыт. Так что интерес у рыбаков и корабелов, а также инвесторов общий.

В качестве прототипа новых судов выбран норвежский ярусолов типа «Гиер-II», уже доказавший на практике высокую эффективность своей работы. По договоренности с заводом технический проект разработан английской компанией «МакДуфф», а вся документация на его основе - специалистами самой «Пеллы».

Длина судна составит 47 с половиной метров, мощность дизель-генератора - 1200 киловатт, объем рефрижераторного трюма - 500 кубических метров. Численность экипажа до двадцати человек. Окончание строительства головного судна и оснащение его комплектующим оборудованием запланировано на четвертый квартал текущего года. По информации Росрыболовства, с 2013 года завод намерен вводить в строй по 2-3 ярусолова данного проекта.

- Проект, конечно, недешевый, - подтвердил в беседе с корреспондентом «Мурманского вестника» Александр Чумаков. - Возможно, на первый взгляд покажется странным, но постройка пяти судов одной серии обходится дешевле, чем одного корабля по индивидуальным чертежам. Да и готовились мы к реализации проекта давно, поднакопили деньжат. Так что строительство теперь идет полным ходом. Скоро собираемся закладывать корпуса двух последующих судов серии. Все пять ярусоловов намереваемся построить за ближайшие три года. А что касается высокой стоимости, так у нашей совместной компании появились еще и сторонние заказчики, и это удешевит проект в целом.

Предложения поступили как на постройку судов той же серии, так и других. В частности, маломерных - специально для краткосрочного прибрежного промысла и оперативной доставки на берег охлажденки. И такие также готова строить наша совместная компания. Тем заказчикам, которые пожелают стать непосредственными участниками нашей, так сказать, ассоциации с судостроителями, предоставим рассрочки платежей до полного погашения. Хочешь не хочешь, а новые рыбодобывающие суда нужно строить. На Северном бассейне осталось порядка 160 единиц флота, океанического и прибрежного. С каждым годом их численность сокращается. Если так пойдет, скоро вообще не на чем будет выходить в море. Потому и строим.

Подготовил Андрей ПОПОВ.