Проанализировав ситуацию в рыбопромышленном комплексе Северо-Запада, кадровое агентство HeadHunter сделало неутешительный вывод: спрос на персонал в отрасли вдвое превышает предложение. Не назовешь радужными и перспективы: на промысловый флот приходит мало молодежи. Доля специалистов с опытом до трех лет в рыбной промышленности составляет всего 23 процента, хотя это наиболее востребованная категория персонала. Многие выпускники специализированных учебных заведений предпочитают более привлекательные с точки зрения карьеры и зарплаты профессиональные сферы либо находят применение своим знаниям в торговле рыбой. Занимающиеся ею компании в Москве или Санкт-Петербурге предлагают сотрудникам зарплату в 1,5-2,5 раза выше, чем они получили бы на производстве.

Вообще-то, Америку данная исследовательская служба не открыла. С проблемой кадрового дефицита рано или поздно сталкиваются практически все мурманские рыбопромышленники и судовладельцы.

- И не только. Эта проблема присуща практически всем развитым странам, - считает генеральный директор компании «Мурмансельдь-2» Юрий Задворный. - По мере развития общества все меньше людей хотят связывать свою судьбу с морем. Чтобы не лишать себя на длительные периоды благ цивилизации, общения с родными и близкими. Даже несмотря на то, что зарплата в море (неважно, в газовой или рыбной промышленности) ощутимо больше. Вот и в Мурманской области она у рыбаков в полтора, а то и в два раза выше средней по региону.

Комплект документов для механика или судоводителя стоит несколько десятков тысяч рублей. Немудрено, что кто-то и подумает: да оно мне надо?!

В нашей стране, по мнению Задворного, кадровую проблему обостряет и то, что сразу после выпуска из стен отраслевых учебных заведений молодых людей призывают в армию. Раньше было не так. И когда только отучившийся специалист попадал по распределению на рыбопромысловый флот, его, что называется, затягивало. В том числе и заработками. В ту пору они еще сильнее отличались от «сухопутных» зарплат. Юрий Васильевич хорошо помнит, как его друзья-приятели за время короткой стоянки в порту умудрялись без особых проблем для кошелька утром слетать в Питер попить пивка, а вечером того же дня вернуться в Мурманск. А за пару-тройку лет кто-то и на машину, на жилищный кооператив мог скопить. На берегу это требовало куда большего срока.

Еще один камень преткновения:

- Теперь у парня, отслужившего сразу после учебы даже всего год в армии, значительная часть квалификационных документов о сдаче экзаменов считается утратившей силу. Их надо пересдавать. А не прошедшего службу в море брать нынче не имеют права. Такая вот карусель. Поэтому после срочной снова идти на рыбопромысловый флот решаются единицы. Так что, пожалуй, одна из самых больших проблем сегодня - закрытие военных кафедр в рыбопромышленных учебных заведениях. В Мурманске, в частности, - и в высшей, и в средней мореходках. Так что кадровый голод со временем будет только усиливаться, тут не должно быть никаких иллюзий, - делает вывод мой собеседник.

Каждый год ужесточаются требования к специалистам морских профессий. Некоторые из таких требований, как считают многие на флоте, излишни. Ситуации, в которых они имеют смысл, на промысловых судах маловероятны. Скажем, курсы по борьбе с терроризмом. Раньше проходить их заставляли только командный состав, теперь - весь экипаж, включая матросов.

- Причем под все эти курсы созданы многочисленные конторки, якобы занимающиеся обучением плавсостава. Мало того что у вчерашнего выпускника с высшим или средним морским образованием, как и любого нанимающегося на судно молодого человека, уходит на все это до двух месяцев, - объясняет Юрий Задворный. - Но ведь еще и не все работодатели оплачивают разнообразные курсы, прохождение медкомиссий и так далее. Если молодой человек не успел закрепиться в какой-либо компании, платить придется из своего кармана. А это не копейки. Сегодня комплект необходимых документов для того же механика или судоводителя стоит несколько десятков тысяч рублей. Немудрено, что кто-то и подумает: да оно мне надо?! Устроюсь и на берегу...

Следующее (и не последнее) «но». С дефицитом прежде всего представителей командного судового звена в самом недалеком будущем предстоит столкнуться еще и по такой причине: есть письмо Минтранса РФ, согласно которому теперь капитаном, старшим помощником, а также старшим и вторым механиком может стать только специалист, имеющий высшее отраслевое образование. Диплом, допустим, экономического института, который иногда заканчивал вместо рыбного вуза выпускник средней мореходки, уже не позволит занять должность.

- Еще один немаловажный момент. Раньше пришедшему работать на предприятие выпускнику в течение трех лет должны были предоставить жилье. Сейчас такой обязанности у работодателя нет, - говорит Задворный. - Но если он действительно заинтересован в молодом специалисте, то должен найти какой-то вариант: скажем, выдачу ссуд на приобретение квартиры, чтобы привязать к компании нужного работника.

- Знаю, что на вашем предприятии подобная практика существует давно.

- Да, мы выдаем беспроцентную ссуду на приобретение жилья либо автомобиля. Выдаем, как правило, на два года с ежемесячным погашением путем вычета из заработной платы. Если по каким-то причинам человек все-таки решит расстаться с нашим предприятием, ему придется вернуть всю сумму сразу. Как бы то ни было, считаю, что это действенная мера социальной поддержки. Всяко лучше, чем идти в коммерческий банк и брать там кредит под 14-16 процентов годовых.

А без таких мер нынешних молодых специалистов не заинтересовать работой в Мурманске. И только ли в нем? Многие молодые люди так и будут уезжать на заработки за границу.

- Посмотрите, в соседней Норвегии своя молодежь не желает работать ни на рыболовецких траулерах, ни на морских буровых платформах. Их тамошние условия уже не удовлетворяют. А наших вполне устраивают. Ведь заработки там значительно выше, чем в России. Вот и едут за кордон. И это в то время, когда у нас ощущается острая нехватка высококвалифицированных специалистов в целом ряде отраслей. Это ведь беда не только рыбной промышленности. Уже вовсю обсуждается вопрос о разрешении на работу в гражданской авиации России иностранцам. Пока у нас законодательно закреплено, что ни капитан, ни старпом, ни стармех морского судна не могут быть гражданами другого государства. Но, похоже, что и это дело времени.

- А там и китайские, филиппинские матросы появятся на российских траулерах…

- Не исключено! Но пока еще вполне можно поискать кандидатов в рядовой состав флота в российских регионах, причем не обязательно приморских. Заработки наших рыбаков большинству живущих, например, в средней полосе и не снились. Надо давать объявления по всей стране. Мы сегодня отошли от этой практики. А ведь когда-то на мурманских судах работали люди со всего Советского Союза. С командным составом, правда, будет посложнее, но думать о проблеме пора уже сегодня.

Андрей ПОПОВ.