На днях почти одновременно прошли два знаковых для рыбаков страны совещания, в которых активное участие приняли рыбопромышленники Мурмана. Первое из них - заседание рабочей группы Минсельхоза по развитию рыбохозяйственного комплекса - состоялось в Южно-Сахалинске.

Там под руководством помощника президента Игоря Левитина и вице-премьера - полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева обсуждался ход реализации поручений Владимира Путина, принятых по итогам прошедшего 19 октября 2015 года заседания президиума Госсовета РФ. Результаты анализа оказались неутешительными: из всего списка поручений выполнено и снято с контроля только пять.

На совещании были подняты проблемные вопросы о порядке наделения предприятий «инвестиционными квотами». В частности, речь шла о том, что возможность получения таких квот нужно распространить на все типы судов, в том числе для прибрежного промысла. Выслушав представителей рыбопромысловых компаний, Игорь Левитин и Юрий Трутнев пообещали держать вопрос прозрачности распределения новых видов квот на особом контроле.

Подверглась критике и ценовая политика. Так, после посещения местных магазинов делегаты из других регионов отметили, что уровень цен в Москве на аналогичную продукцию как минимум на 100 рублей выше за килограмм, хотя транспортные расходы при доставке рыбопродуктов с Дальнего Востока составляют около 13 рублей. В этой связи вызывает озабоченность эффективность управления в отрасли, по мнению присутствовавших, она требует изменений.

В совещании принял участие председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев. Он отметил, что сегодня налицо парадокс: поручения глава государства дал, рыбаки все делают, чтобы их выполнить, а чиновники саботируют реализацию поставленных задач.

- Явно целый ряд чиновников направляет свои усилия не на то, чтобы задачи, поставленные президентом, решались, а на то, чтобы, наоборот, не выполнить их, - прямо заявил Юрий Трутнев.

Практически под тем же девизом - реализация поручений президента - 5 августа прошло и совещание в Росрыболовстве под председательством заместителя министра сельского хозяйства, руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова. Собравшиеся обсудили предложенные проекты механизма реализации квот под инвестиционные цели. В этой встрече участвовали представители компаний «Робинзон», ЗАО «Мурмансельдь-2» и ООО «Ягры».

«Инвестиционные квоты» - тема злободневная. Согласно обновленному закону о рыболовстве на эти цели выделяется 20 процентов квот. А для этого представлено пять проектов документов, которые определяли порядок подачи заявлений, отбора проектов, распределения объемов добычи. Также предложен перечень видов водных биоресурсов под эти квоты, требования к судам рыбопромыслового флота, расчета обеспечения реализации инвестиционных проектов.

О том, как расценивают состоявшееся в ФАР совещание делегаты от Северного бассейна, «Мурманскому вестнику» рассказал генеральный директор СРпС Василий Никитин.

- Наших представителей удивила подготовка к этому заседанию, - отметил Василий Федорович. - Первые проекты документов были направлены нам в конце июля, затем отозваны. А последний вариант проектов получен за день до проведения столь важного мероприятия. Думаю, эта досадная спешка не могла не сказаться: совещание, к сожалению, не дало ответов на вопросы, а они очень серьезные.

В частности, объем квоты под инвестиционные цели для Северного бассейна определен в размере 7,5 тысячи тонн. Причем непонятно, это будет учитываться в виде постоянной квоты или как определенный процент от общей квоты России? И это непростой вопрос.

Элементарный расчет показывает: 7500 тонн - это 5000 тонн готовой потрошеной рыбы в год, что в пересчете ее на среднюю рыночную стоимость превысит 18 миллионов долларов США. Стоимость же судна - около 30 миллионов долларов, следовательно, оно может окупиться за два-три года. Но ведь квота выделена на 15 лет? Вот мы и думаем, а не оптимальнее ли снизить размер таких квот, допустим, до 1 тысячи тонн? Ведь это позволит в семь раз больше построить судов на российских верфях, даст возможность развиваться не нескольким компаниям, а большинству флотов.

По мнению Василия Никитина, остается много вопросов и в части кредитования. Особенно учитывая тот момент, что банки неохотно берут под залог действующие в компаниях суда, а если и берут, то по цене в два раза ниже оценочной. В то время как у наших соседей-норвежцев обычно залогом становится строящееся судно. Получается, только небольшой круг компаний сможет выдержать все условия финансового обеспечения инвестиционного проекта и кредитования строительства. Как сказал один из делегатов, «тюлькин флот» может умереть. Имеется в виду рыболовный флот.

Поскольку на совещании в главном рыбацком штабе страны не прозвучали четкие ответы на эти и другие вопросы, было предложено оформить замечания и предложения и отправить их для рассмотрения разработчикам нормативных документов. Однако помня многие предыдущие согласования, связанные с проектом, а затем и утверждением закона, участники совещания не уверены, что их предложения будут учтены в полной мере. Скептицизм рыбаков понятен: не раз случалось, что предложения с мест тех, кто по-настоящему делает погоду в рыбной отрасли, попросту игнорировались в столичных кабинетах.

Не случайно на заседании в Южно-Сахалинске по той же теме «инвестиционных квот», Юрий Трутнев потребовал:

- Прошу внести предложения по дисциплинарной ответственности всех лиц, которые в срок не выполнили поручения президента. Посмотрим, от кого нам надо освободиться.

Нина АНТОНЯН