(Продолжение. Начало в № 139.)

- 1942 год, весной, во время одной из бомбежек в порту затонул мощный 45-тонный плавучий кран. Ивану Дмитриевичу Папанину, уполномоченному Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере, удалось договориться с капитаном американского судна о передаче грузовой стрелы, которую вместе с лебедкой мурманские портовики установили на старый пароход «Кама». Этот самодельный плавкран буквально спас положение, а иностранные моряки были настолько поражены смекалкой советских портовиков, что передали им в пользование еще два судна с тяжеловесными стрелами.

- За период Великой Отечественной войны Мурманский порт обработал 1 миллион 680 тысяч тонн импортных, а также почти 817 тысяч тонн военных и народнохозяйственных грузов, обработал 351 судно и отправил на фронт по железной дороге 12 тысяч 814 вагонов с военной техникой, снаряжением и продовольствием.

- 1944 год, осенью СССР помогал в переброске из Англии в Мурманск и далее в Северную Норвегию подразделений Норвежской освободительной армии. Тогда в Мурманском порту побывал лейтенант норвежской армии Тур Хейердал, впоследствии - знаменитый путешественник.

- За годы войны Мурманский порт четыре раза награждался переходящим Красным знаменем Государственного Комитета Обороны. В июле 1945 года это знамя было передано порту на вечное хранение.

- В мае 1945 года приняли новоселов первые два послевоенных жилых дома в Мурманске - деревянные двухэтажные здания на углу улиц Челюскинцев и Карла Либкнехта, построенные ремстройконторой порта.

- Первым послевоенным памятником в Мурманске стал деревянный обелиск с надписью: «Портовикам, погибшим от вражеских бомбардировок порта в период Великой Отечественной войны». Он был открыт уже спустя три месяца после Дня Победы на площади перед управлением порта. Рядом с обелиском на мемориальной доске были перечислены имена погибших.

- В годы войны на трудовом посту погибли 103 портовика, 317 - получили ранения.

- После учреждения 5 декабря 1944 года медали «За оборону Советского Заполярья» ею были награждены 24 тысячи мурманчан, в том числе все портовики.

- 1945 год, 20 мая, уже после капитуляции Германии в Мурманск прибыл последний полярный конвой - JW-67. А последний конвой из Мурманска, RA-67, отправился в Шотландию спустя три дня, 23 мая. Всего за годы войны Мурманский порт принял 27 союзных конвоев, а также несколько одиночных судов и боевых кораблей.

- 1945 год, одним из основных праздничных мероприятий на 30-летие порта стал массовый кросс, в котором участвовали практически все портовики и судоремонтники - 1763 человека.

- Во время послевоенной реконструкции одного из причалов Мурманского порта потребовались длинномерные деревянные сваи, которых не было. Тогда местные умельцы стали склеивать их из досок, что позволяло придавать этим сваям практически любую длину. Причал на клееных сваях просуществовал в порту до 1970-х годов.

- 1946 год, через Мурманский порт доставлялись важные импортные грузы для строительства первого в СССР газопровода Саратов - Москва.

- Небольшие катера портофлота (одного из подразделений Мурманского порта) типа «Штиль» вместимостью 20-25 человек курсировали между берегами Кольского залива, ходили в Порт-Владимир и Ура-Губу. Этот вид транспорта был настолько востребован, что в отдельные дни портофлот перевозил на линиях в Кольском заливе до 8 тысяч пассажиров.

- 1956 год, в порту появились первые 180 квадратных метров асфальтовых покрытий дорог и проездов. Любопытно, что тогда транспорту не разрешалось на них въезжать - по асфальту гуляли пешеходы.

- 1957 год, в Мурманском порту введен в строй первый механизированный комплекс для перевалки апатитового концентрата.

- 1957 год, 26 июля мурманские портовики с помощью первого транспортерного комплекса загрузили на теплоход «Лондо» 5 тысяч тонн апатитового концентрата за 18 часов.

- 1959 год, 20 апреля в Мурманск из антарктической экспедиции вернулся дизель-электроход «Обь». Мурманский порт фактически стал антарктическим, а не только портом приписки судов, ходящих на ледяной континент.

- 1960 год, в порт Мурманска прибыл первый в мире атомный ледокол «Ленин».

- 1961 год, после революционных событий на Кубе в Мурманский порт стали приходить суда, груженые мешками с сахаром-сырцом, произведенным на острове Свободы.

- 1962 год, в марте в порту открылся морской вокзал с первыми причалами местных линий. Пассажиров стали перевозить комфортабельные катера типа «Шкипер» и «Суворовец».

- 1962 год, в Мурманске проходили съемки художественного фильма «Путь к причалу» режиссера Георгия Данелии. Мурманский морской торговый порт фактически стал одним из героев легендарного фильма.

- 1963 год, в апреле, находясь с визитом в Мурманске, торговый порт посетил легендарный кубинский лидер Фидель Кастро.

- 1964 год, Мурманский порт переработал более 4 миллионов тонн груза, став по грузообороту одним из пяти крупнейших портов СССР и самым крупным портом мира за полярным кругом.

- 1964 год, Мурманский торговый порт стал отправной точкой экспериментальной линии: теплоход «Балтийский-18» был загружен апатитом и отправлен в город Баку, расположенный на побережье Каспийского моря, внутренними водными путями.

1965 год, за достигнутые трудовые успехи и в связи с 50-летием основания порт был награжден Грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.

Подготовил Игорь ЯГУПОВ