Авантюрный детектив «Казанова», который только что прошел на Первом канале, возвращает зрителей в советское прошлое. Его действие разворачивается в конце 70-х - в канун Олимпиады-80. Главный герой Игорь Апрельцев - брачный аферист: он легко входит в доверие к женщинам и обманывает их с корыстной целью. У мошенника много личин: то он военный, то священник, то сотрудник КГБ, то геолог... Причем в каждом образе не только убедителен, но и неотразимо обаятелен. Даже узнав, что на самом деле он подлый обманщик, многие женщины продолжают испытывать к нему нежные чувства… И вот такого яркого, неоднозначного персонажа смог воплотить актер Антон Хабаров.

Секрет успеха

- Антон, как думаете, чем зрителям так понравились эта история и ваш герой?

- Французский актер Жан Габен сказал, что в кино важны три вещи: сценарий, сценарий, сценарий. Как только прочитал этот сценарий в самолете (я летел из одного города в другой), я сразу понял, что он будет иметь успех даже просто на бумаге. Это интересно читать, там запоминающиеся герои.

- Насколько я знаю, эта история основана на реальных событиях. Вы интересовались, что это за человек такой был в советское время?

- Интересовался. Но на самом деле фильм не про него. Да, существовал аферист по прозвищу Ален Делон, но он был совсем другим - жестоким, он убивал. Наш герой ближе к Фрэнку Абигнейлу, американскому мошеннику, известному в 60-е годы. Тот обладал удивительной способностью перевоплощения, применял более двадцати личин: был и доктором, и учителем, и адвокатом, и профессором социологии и так далее. История его жизни легла в основу автобиографии «Поймай меня, если сможешь», по которой Стивен Спилберг снял одноименный фильм с Леонардо Ди Каприо.

Один в девяти лицах

- Как вы продумывали образы? Ведь вы, получается, сыграли не одну роль, потому что в ней заключены еще несколько.

- Всего было девять персонажей. Конечно, продумывал каждый образ вместе с режиссером, костюмером, все выписывал в специальную тетрадь. Если мой герой, например, был с говором, то разрабатывал его, чтобы была другая речевая характерность. Или вот первому герою, «директору рынка», я не мог никак подобрать прическу. Потом посмотрел, как уложены волосы у нашего продюсера Романа Атанесяна, немного утрировал его прическу и «взял» в этот образ. Рома, кстати, узнал об этом недавно, и мы вместе посмеялись. Еще один образ я взял со своего педагога Виктора Ивановича Коршунова: и внешнюю, и внутреннюю характерность. Были и эпизоды, которые я сам придумывал. И когда мой герой играет Шопена - за фортепиано был я, без дублера...

- Как раз хотела об этом спросить. Многие знают, что вы профессионально занимались бальными танцами, но получается, что у вас еще и музыкальное образование есть?

- Незаконченное - учился несколько лет, потом бросил. Но навыки остались. Музыканты, которые со мной занимаются, говорят, что у меня идеальный слух. Преподаватель по фортепиано, например, берет три ноты - и я сразу безошибочно их называю. Немного играю на фортепиано, но сольфеджио не знаю - по этому предмету в музыкальной школе получал двойки. Я больше «слухач»: могу подобрать какую-то музыку… В театре играю на фортепиано в разных спектаклях.

Мороз и солнце

- Вернемся к фильму. Что самое запоминающееся было на съемках?

- Всегда запоминаются очень простые и нелепые моменты. Снимали одну из сцен. По сценарию мой герой снимает бороду, заходит в море и «звездочкой» замирает на воде от удовольствия, что его афера удалась. Камера все это снимает сверху. На улице было холодно, вода - ледяная. Чтобы лечь «звездочкой», надо расслабиться, что у меня никак не получалось. И вот под семейные трусы (я был только в них) сделали еще одни, пластиковые: наклеили пенопласт, замотали скотчем (как отдирали потом этот скотч - отдельная история), и вот таким образом я удержался на воде... А еще с Катей Шпицей снимались в гидрокостюмах в Финском заливе. Очень длинная сцена была - минут 15-20 мы провели с ней в ледяной воде, но этот эпизод не вошел в финальный монтаж фильма... Еще мне запомнилось, что было много юмора и солнца. Почему эта картина еще так понравилась зрителям? Потому что это солнечная картина! В нашей полосе его практически не бывает - нам не хватает солнечных дней. С утра из окна иногда посмотришь и думаешь: «Елки-палки!..» И никуда не хочется выходить… (Смеется.)

Тайна души

- Вы сказали, что этот персонаж - ваш любимый герой. Почему?

- Он нежный, добрый, какой-то ранимый. Я себя часто чувствую в таком же состоянии, хотя внешне произвожу другое впечатление. Этот образ мне близок - я знал, что там играть. Меня часто спрашивают про ампула. Михаил Чехов, великий русский артист, по системе которого до сих пор учатся на Западе, сказал, что амплуа зависит только от степени интереса к людям. И это очень точно! Вообще, артист должен интересоваться разными людьми, а не только своей персоной перед зеркалом, потому что тебе их когда-то придется сыграть. У меня всегда разные персонажи, многое взято из жизни. Например, могу сыграть деревенского парня, потому что в деревне проводил каждое лето по несколько месяцев: умею косить, пахать, бороновать... Или, например, я знаком со многими военными, так как сотрудничаю с фондом Сережи Говорухина. Мы помогаем людям, которые прошли войну, я ими тоже интересуюсь. Вообще, любопытство - одно из главных качеств артиста.

- Вы довольно избирательны в ролях. Часто ли отказываетесь и почему?

- Я всегда жду своего сценария. Не то что он должен быть фантастическим и гениальным по литературе, но чтобы была возможность хоть что-то там сыграть. Много раз отказывался от ролей, это ни для кого не секрет. Это и моя проблема, и моя удача. Я думаю, как выстраивать себе карьеру по ролям. Фильмы, в которых снимался, нравятся зрителям, их пересматривают: «Мурку», «И все-таки я люблю», «Троцкого», «Доктора Живаго» и другие… Это хорошие истории, за них не стыдно. Мне не должно быть стыдно за ту работу, которую я делаю. Для меня важны зрители, важно их уважать, и туфту играть я не собираюсь.

Формула счастья

- Вы с супругой уже 20 лет вместе. Многие спрашивают про секреты счастливого брака, я спрошу иначе: как пережить вместе самоизоляцию и не развестись? Ведь для многих это была серьезная проверка на прочность...

- Она стала для нас возможностью побыть наедине - я до этого не был восемь месяцев дома из-за съемок. Мы обычная семья: так же ругаемся, как и многие. Но мы любим друг друга, нам повезло. Понимаю, что это, наверное, исключение - у нас исключительные чувства. У нас есть мелкие ссоры. Например, сейчас идет ремонт, мы спорим, где повесить выключатель, лампу - это нормально. Но миримся. Нормальная простая семья. Ходим к психологу, если есть какая-то проблема. Я вообще достаточно часто хожу к нему и считаю, что это важно. У нас почему-то странно относятся к этому. К зубному ходят, к какому-то другому врачу тоже регулярно, а к психологу… А ведь психика - это основа всего.

Свобода выбора

- У вас двое детей: сыну Владиславу - 13 лет, а дочери Алине - 10. Они еще не сделали свой выбор в сторону творческих профессий?

- Они сейчас у Кирилла Серебренникова снялись в эпизодах фильма «Петровы в гриппе». Но попали туда без моей протекции. Я всегда им объясняю, что жизнь не ограничивается одной нашей профессией. И несчастны люди, которые только в ней себя видят - много будет разочарований. Фаина Раневская сказала: «Артист - это кладбище несыгранных ролей». Это правда. Тут разочароваться можно очень быстро. Далеко не всегда бывает удача. Поэтому у меня дети занимаются, чем хотят. Алина - биологией, изучает окружающий мир, в изостудию ходит. Владик занимается футболом, шахматами, сейчас сам собрал себе компьютер, и это тоже для меня удивление. Он делает знакомым сайты, зарабатывает.

- Вы как-то сказали, что не хотите загонять детей в свою систему координат…

- Да, потому что уже один раз ошибся так с хоккеем. Я увлекался этим видом спорта и отдал туда же Влада. Сейчас понимаю, что когда ребенок говорит: «Папа, я не хочу, мне не нравится», - а ты воспринимаешь это как каприз, это неправильно. Конечно, он получил какую-то пользу, но мы потеряли время. После этого я понял, что надо слушать своих детей. И сказал, чтобы он сам выбрал секции: «Одна секция нужна для твоего мозга, а вторая - для физического развития».

- Уроки делаете с ними? На собрания в школу ходите?

- На собрания хожу, а уроки не делает с ними никто. Сами. Это их ответственность. Они справляются.

О добре и зле

- В заключение задам вам немного философский вопрос. Добро всегда побеждает зло?

- Да. При правильном финансировании! (Смеется.)