Данила Козловский не любит легкой работы - ни как актер, ни как режиссер. Вот и на этот раз он взялся за тему, которая далеко не каждому и более именитому режиссеру по плечу: фильм «Чернобыль» (12+) - о страшной катастрофе на АЭС, случившейся 35 лет назад. Кстати, самому Козловскому тогда не было еще и года.

Подготовка заняла несколько лет, длительными оказались и съемки. Но о работе над масштабным проектом было немного информации. И только теперь, когда она выходит на финишную прямую, нам удалось узнать подробности.

Катастрофа глобального масштаба

Это первый масштабный российский фильм, рассказывающий о ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и людях, которым ценой своей жизни удалось предотвратить глобальную катастрофу и превращение большей части Европы в гигантскую зону отчуждения.

Напомним, что авария на Чернобыльской атомной электростанции произошла 26 апреля 1986 года. Взрыв, прогремевший на 4-м энергоблоке, полностью разрушил ядерный реактор, после чего из расположенной вокруг станции 30-километровой зоны срочно эвакуировали более ста тысяч человек. Эта территория до сих пор считается непригодной для проживания. Причиной взрыва стало сочетание нескольких факторов, связанных с обеспечением безопасности работы станции. Авария на Чернобыльской АЭС до сих пор считается крупнейшей в истории атомной энергетики.

В ликвидации ее последствий участвовали свыше 600 тысяч человек. Точное количество непосредственных жертв подсчитать невозможно: оно варьируется от 50 официально зафиксированных, погибших в первые дни и месяцы, до нескольких тысяч, умерших в течение нескольких лет от последствий полученного облучения.

Глазами очевидцев

Продюсер фильма «Чернобыль» Александр Роднянский видел последствия взрыва и эвакуацию своими глазами, так как работал в то время в Припяти и снимал происходившее на камеру.

- Я лично видел и помню, как эвакуировали жителей Припяти и как туда съезжались вызванные из резерва бывшие бойцы Советской армии, - вспоминает Роднянский. - Естественно, когда ты сам переживаешь такое и сам снимаешь документальное кино, то увиденное навсегда остается одним из главных воспоминаний. С тех пор я много раз возвращался к идее сделать большую художественную картину об этих событиях…

О трагедии на Чернобыльской АЭС есть огромное количество воспоминаний и свидетельств - тысячи статей, книг, архивных кадров. Чтобы как-то упорядочить такой объем информации, авторы фильма создали специальный онлайн-ресурс, куда направляли документы, способные вдохновить команду проекта. Но, кроме того, они общались с ликвидаторами и очевидцами аварии.

- Есть душераздирающее интервью врача клинической больницы № 6 в Москве, которая вспоминает, как к ним привезли первых пожарных, особенно сильно пострадавших, - говорит режиссер Данила Козловский. - Она рассказывала, что приехали веселые молодые ребята, которые все время шутили. «Но мы-то понимали, что они скоро умрут…»

Судьбы героев

Сценарий разрабатывался несколько лет под началом сценариста Алексея Казакова. Для авторов проекта было важно вывести на первый план эмоциональную и психологическую составляющие этой истории, чтобы зритель смог погрузиться в увиденное и прожить этот опыт вместе с героями. Все, что связано с фактической частью случившегося, было перенесено на экран с документальной точностью. Однако не стоит искать за судьбами героев фильма конкретных прототипов. Авторы решили, объединив реальные человеческие истории, создать на их основе драматические линии трех центральных персонажей: пожарного Алексея (его играет Данила Козловский), военного водолаза Бориса (Филипп Авдеев) и инженера Алексея (Николай Козак). Именно их группе предстоит смертельно опасная миссия: спуститься в самое пекло и предотвратить, возможно, самый страшный исход катастрофы.

- Конечно, масштаб случившегося очень важен, но мы в первую очередь стремились показать, что при этом происходит с людьми, с их чувствами: как меняет их эта история, какие вопросы и выборы ставит перед ними и какие решения они принимают, как расстаются с любимыми и как вновь обретают любовь, но понимают, что уже никогда не смогут быть вместе, - поясняет Данила Козловский. - Это кино о людях, вынужденных стать героями поневоле. Не потому, что в них от природы заложены самоотречение и героизм, а потому, что просто не могут сделать другой выбор - не могут бросить все и не пойти туда, не начать тушить, спасать, вытаскивать...

Героине Оксаны Акиньшиной приходится принимать сложные решения.

Укрощение огня

Съемки проходили на АЭС в Курчатове Курской области, в студийных павильонах в Москве, в Будапеште, а также в Хорватии.

Отражен в фильме важный момент. Взрыв, разрушивший реактор на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС, спровоцировал гигантский пожар, поэтому первыми, кто прибыл на место происшествия, были пожарные, которые не дали огню перекинуться на соседний блок. Сцена борьбы с ним - одна из самых масштабных и сложных в фильме. Ее снимали с участием настоящих огнеборцев и с использованием их реального оборудования. А сам пожар имитировали примерно 400 огненных установок. Благодаря дисциплине и слаженности всей группы сцена была снята без каких-либо происшествий.

Опять вернемся к сюжету. Пожар удалось локализовать, однако под все еще тлевшим реактором, который, продолжая плавиться, уничтожал бетонную плиту под собой, скопилось огромное количество воды. При соприкосновении с нею раскаленной массы ядерного реактора неминуемо произошел бы новый, еще более мощный взрыв, который поднял бы в воздух колоссальные объемы радиоактивного пара. Под угрозой заражения оказалась вся западная часть России и вся Европа. Из-за разрушений откачать воду дистанционно было невозможно - требовалось задействовать водолазов. Температура воды под реактором к тому времени составляла +56°C и продолжала увеличиваться. Тем, кто отважился бы в нее погрузиться, неминуемо грозили страшные дозы облучения, не говоря уже о риске взрыва, который мог в любую минуту похоронить смельчаков под завалами. Тем не менее трое водолазов-добровольцев рискнули бросить вызов стихии…

На грани жизни и смерти

Работа над подводными сценами, которые занимают около 15 минут фильма, началась с серьезной подготовки. Для начала все участники съемок, включая и оператора, прошли курс подводного плавания и получили сертификаты.

Благодаря такой подготовке создатели картины смогли полностью отказаться от дублеров. Во всех подводных эпизодах снимались Данила Козловский, Филипп Авдеев и Николай Козак. Работа над этими сценами велась в Венгрии. Несмотря на подготовку актеров, на съемочной площадке все равно присутствовали дублеры и спасатели.

- У нас были ботинки со свинцом, которые помогали опускаться на дно, на глубину примерно пять метров, - рассказывает о съемках Филипп Авдеев. - Там тебя прибивает к полу, ты должен найти и взять под водой катушку, параллельно взять фонарь, увидеть, куда идти, и медленно отправиться в нужную сторону. В тот момент мы еще были без кислородных баллонов и должны были передвигаться, задерживая дыхание под водой. На пути стояли спасатели, которые давали нам кислород, но в какой-то момент я не успел взять воздух и начал опускаться вниз, понимая, что меня тащит на дно свинец. В маску стала затекать вода. У меня началась паническая атака. Я вспомнил, чему нас учили: маску надо приподнять - и выдохнуть, чтобы вода ушла из нее. Попытался сделать это в резиновых перчатках, но только набрал еще больше воды и совершенно перестал что-либо видеть. В последний момент спасатель увидел мое лицо и засунул в рот клапан с кислородом…

Цена ошибок и героизма

Как и в любой серьезной и масштабной исторической картине, много усилий было направлено на воссоздание атмосферы эпохи. Разработка проекта с художниками началась за полтора года до съемок, а непосредственная подготовка к съемкам и подбор костюмов и реквизита - за полгода. Художникам удалось собрать тысячи единиц подлинных предметов: часы, очки, ручки, сигареты, бутылки, пепельницы, чертежи, фотографии, печатные машинки, телевизоры, видеомагнитофоны и дозиметры. Приметы эпохи можно увидеть в фильме везде - от кухни до штаба ликвидаторов.

- Художники проводили для меня кастинги реквизита: приходили к нам в офис и выкладывали на полиэтилене, как на барахолке 90-х, различные предметы, и я мог, к примеру, выбрать подлинные очки того времени, которые мне нравились, - вспоминает Козловский. - Так же было и с транспортом. Мы поехали в поле, куда они пригнали скорые, пожарные, «Икарусы», «ЛиАЗы», «Волги», «Жигули» разных цветов: «Выбирай!» Все это они каким-то образом доставали из музеев и частных коллекций. У нас есть сцена совещания в штабе ликвидаторов, где герои узнают о том, что произошло. Она длится минут пять, но в ней задействовано около тысячи единиц реквизита!

Над костюмами работала художник Варвара Авдюшко. Именно она настояла на том, чтобы все они в кадре были настоящими - включая комплекты формы ликвидаторов, маски и даже нательное белье. Все это было приобретено на винтажных сайтах и барахолках. В оригинальных костюмах 80-х снимались даже актеры массовых сцен. И яркая рубашка, которую в кадре носит герой Данилы Козловского, - ровесница актера.

- Над фильмом трудилось больше трехсот человек - различные цеха и команды. И совершенно невозможно сосчитать число объектов, павильонов, декораций, костюмов, предметов реквизита, которые мы задействовали, - говорит режиссер. - Но это кино стоит посмотреть не только из-за того, как уникально мы сняли подводные сцены или, допустим, эпизоды пожара, эвакуации. Самое главное, это кино о людях, о цене их ошибок и их героизма. И я могу сказать абсолютно искренне, что каждый член съемочной группы вложил в эту картину очень немаленький кусочек сердца и души…