Одни везут из отпусков магнитики, другие - жвачки, а, например, мне нравится покупать в других регионах страны или за границей ручки. Они и, что называется, в хозяйстве всегда пригодятся, и любопытны с точки зрения дизайна и функциональности.

Так, в Непале, не вглядываясь в пишущие инструменты, я стала обладательницей пяти перьевых ручек. Правда, толку от них было мало: чернила-то не купила, а возвращаться обратно ради них не хотелось. Пришлось искать поблизости другие, уже полноценные ручки. А в Южной Корее продавец канцтоваров, наверное, обогатился после нашего с подругой визита: увидев деревянные, выполненные в форме разных смешных, существующих и вымышленных, зверушек, мы набрали каждой по две. Ушли из магазина довольные, с весьма тяжелыми пакетами. В бельгийском музее Рене Магритта мне не удалось устоять перед соблазном купить гибкий оранжевый карандаш длиной сантиметров 70. А чтобы комплект был полным, положила в корзинку еще и стирательную резинку такого же размера. Последней моей добычей стала монгольская ручка. Нужно было писать, а своей не было, видимо, закинула в чемодан, поэтому приобрела в магазине практически единственную имеющуюся в наличии - странно изогнутую. Как потом оказалось, она предназначена специально для левшей. Но мелкие неудобства не смущают, к тому же у нее есть очень весомое преимущество: монгольский сувенир спокойно пишет на морозе в минус 20 градусов. А может, и ниже - не проверяла.


Как показывает практика, собиранием ручек занимаются многие северяне. Далеко не всегда они превращают их в коллекции, просто не выкидывают, оставляя как память о своем детстве или о родителях, бабушках-дедушках. Таким образом, получается история семьи и даже история страны.
Увидеть различные ручки, созданные в ХХ - ХХI веках, можно в областном художественном музее. Там открылась выставка «Стилос, стило, стиль».
- Это очередная экспозиция из цикла «Простые вещи». Мы уже показывали северянам наперстки, пуговицы, воротнички - те предметы, которые окружают каждого из нас, - прокомментировала директор музея Ольга Евтюкова. - Этим циклом мы хотим показать, что даже в самых простых вещах присутствует душа художника. Сейчас настал черед ручек. История этого предмета началась очень давно. В Древнем Египте слова и поэмы высекали заостренными каменными палочками на камнях, затем появился папирус, и уже на нем тростинками стали писать стихотворения и кляузы. В Месопотамии предпочитали делать это на деревянных дощечках, которые были очень хрупкими.
За несколько веков до нашей эры в эллинистической Передней Азии появился пергамент, его делали из бычьей кожи. На нем писали костяными или металлическими стилосами, прообразами ручек. По одной из легенд, именно стилосом был убит Юлий Цезарь. На Руси в качестве бумаги использовали бересту, на которой текст процарапывали палочками. Затем в ход пошли перья - вороньи, гусиные, лебединые. Изделия эти довольно хрупкие, поэтому для их сохранности делали футляры, которые состоятельные владельцы украшали драгоценными камнями.
Но перья надо было чистить. Решение проблемы нашел один немец, изготовивший железный наконечник на перо. Но это изобретение также не стало безупречным, поскольку не был предусмотрен желобок, по которому бы стекали чернила. И в результате в конце XIX века появилась авторучка. Капиллярную систему придумал торговец канцтоварами Льюис Эдсон Уотерман из Нью-Йорка. А в 30-х годах
20-го столетия венгерский журналист Ласло Биро усовершенствовал это изобретение, добавив шариковый механизм, так и появилась знакомая нам всем с детства шариковая ручка.
- Изделие от Уотермана представлено на выставке, но оно, конечно, произведено не в XIX веке, а в ХХ, - продолжила Ольга Александровна. - Вообще, рассматривая ручки, понимаешь, что они созданы не только инженерами, но и дизайнерами, это видно по форме, по весу. Ручка может быть статусной. Сами знаете, наличие того же Паркера говорит о состоятельности его владельца. Но и обычные ручки тоже интересны. По ним можно проследить историю этого предмета. Помните, в 80-90-х годах прошлого века было престижно иметь многоцветную ручку? Придешь в школу, нажмешь на нужную кнопку и подчеркнешь что-нибудь в тетради, к примеру, зеленым цветом.


Есть в экспозиции и перьевые ручки, даже чернильница имеется. Это подарок одной мурманской первокласснице. Когда смотришь на этот экспонат, в голове вырисовывается картинка: сидит девочка и старательно выписывает буквы. Представлены на выставке и деревянные экземпляры. Не простые, на них нарисованы портреты русских поэтов: Александра Пушкина и Сергея Есенина. Ручка от Сваровски, большая ручка с дарственной надписью «От мамы и папы 15 мая 1973 года», комплект: ручка с блокнотом в металлической оправе с надписью «Аэрофлот Ленинград». Не обходилось в советское время и без озорных предметов. Так, в витрине музея мы видим ручки в виде пляжного зонтика и сигареты. Как рассказали в музее, последней можно было не на шутку озадачить учителя, достав ее во время урока. А находились мальчишки, которые вытаскивали начинку и вставляли в футляр настоящее табачное изделие.