На «Квартирник» в гости к «хозяину квартиры» Евгению Маргулису уже заглянули Андрей Макаревич, Алексей Романов, Юрий Шевчук, Князь, Луна и многие другие известные артисты. О том, как проходили съемки, какие сюрпризы ждут зрителей в интервью, которое мы сегодня публикуем, рассказал ведущий программы Евгений Маргулис.

- Расскажите, как появился «Квартирник» - необычная, в общем, для нашего телевидения программа.

- Этот проект был затеян достаточно давно. И подобных ему, действительно, нет. Идея его простая: я решил вернуться в юность, когда нас, начинающих музыкантов, никуда не пускали и мы показывали свои произведения на квартирах у друзей. У которых квартиры были миллиметра на три больше, чем наши. (Смеется.)

- И у которых родители уехали на дачу?

- Естественно! Мы показывали свое благодатное творчество, а входным билетом был алкоголь. Антураж и атмосфера таких вечеров и легли в концепцию телепроекта «Квартирник».

- Не было опасения, что время изменилось и современному зрителю это будет или непонятно, или неинтересно?

- Честно говоря, время никогда не меняется. Меняются девайсы, которые тебя окружают в данный момент. Когда мы начинали, был только дисковый телефон, а сейчас у тебя и телефон, и компьютер, и вообще черт-те что. А все остальное повторяется и будет повторяться. По этому поводу даже нечего запариваться. И опять же, в нашей передаче нет возрастного ценза. Ее могут смотреть и совсем молодые, и люди нашего поколения. Кому интересно, тот смотрит, кому неинтересно, он не будет смотреть, даже если мы будем голыми бегать перед зрителями.

В гостях у Маргулиса - его родная «Машина времени».

- Сам факт новоселья обрадовал, что теперь передача будет выходить на канале НТВ?

- У нас получился нормальный телепроект, и «топить» его не хотелось. У предыдущего телеканала, где мы выходили, были другие приоритеты. Мы ушли «на каникулы» и не выходили в эфир почти полтора года. А передачу уже успели полюбить зрители. И мы стали искать, где бы она могла существовать в своем формате. Слава богу, нашли, и все получилось. Здесь мне очень понравился сам подход к «Квартирнику». Это имиджевая передача, у которой очень хорошая основная идея. Кроме того, теперь НТВ - это «территория живого звука», и в этом мы отлично сочетаемся.

- В чем обновление проекта?

- Другая площадка, народу в «квартире» будет больше, какие-то новые идеи будем воплощать в жизнь. Конечно, сложность в том, что и я концертирующий, и группа концертирующая. Но мы уже как-то научились лавировать между гастролями. На НТВ покажут и невышедшие выпуски, это программ двадцать.

- Как прошла съемка с группой «Машина времени», которая была первым гостем в новом сезоне? Для вас это был волнительный момент?

- С одной стороны - волнительный, конечно, все-таки я участвовал в этом коллективе больше 20 лет, а с другой - мне захотелось немножко окунуть их в иную историю, потому что они громкие, электрические, а мне больше всего нравятся тихие акустические варианты. Съемка прошла замечательно. Народу в студию набилось страшное количество - и это притом что мы практически накануне съемок сделали объявление только по своим. Зрители у нас сидят на пуфиках, на полу, то есть все примерно так, как и было на квартирниках в 70-х годах.

- Вы встречаете музыкантов как коллега или как телеведущий, журналист?

- Журналистом и телеведущим себя не считаю, потому что в этой программе я в какой-то степени музыкант, и мне нравится находиться с гостями на сцене. Тем более что половину артистов я знаю хорошо и нам есть что вспомнить. Но только такое вспомнить - «лайт», чтоб детям тоже можно было рассказать. (Смеется.)

- А что-то за кадром все же остается?

- Мы снимаем весь концерт, а сколько он будет идти - зависит от настроения артиста. Но час тридцать каждый обязательно играет. А вот Юра Шевчук отснял полтора часа и говорит: «У вас так клево - давайте, я еще поиграю!» И сыграл на три часа. То есть мы всегда снимаем с запасом. Не прекращаем съемку, даже если есть какая-то лажа - кто-то забыл слова, перепутал аккорды. Это значительно интереснее - показать артиста таким, какой он есть. Потому что они тоже люди, тоже человеки. И когда все это видишь на расстоянии вытянутой руки - это особенно интересно. Мне нравится, что к нам всегда приходят люди, которые сразу врубаются, что мы делаем. То есть идиотов у нас на съемках не бывает. При этом никто не знает, кому что сейчас в голову придет - и мне, и артисту. Этим «Квартирник» неповторим и интересен.

- Вы приглашаете только рок-музыкантов?

- Я не хочу загонять себя в рамки «глухого рока». Поэтому приходят артисты, которые мне нравятся и которых я хотел бы показать зрителям. Из них много тех, кто известен в интернет-пространстве. Та же Луна, которая не показывается на большом экране, но она спокойно собирает Дворцы спорта.

- А какое определение у рок-музыки? Что это такое? В толковом словаре что нужно было бы написать?

- А бог его знает! Я не критик, у меня о музыке два понятия: хорошая и плохая. Рок-музыкант - это лишь титул или ярлык. А вот музыкант - он всегда музыкант. Либо хороший, либо плохой.

- Вы где-то уже рассказывали, что на момент знакомства с Андреем Макаревичем вам было 19, ему - 21. По сути - мальчишки. Вы отдавали себе отчет, что делаете что-то такое, что войдет в историю музыки? Что это все будет круто?

- Никогда не думали, что станем известными, потому что мы были любительским коллективом. И играли для себя и для людей, которым нравилась эта музыка - именно как формат квартирника, такой междусобойчик. Потом аудитория стала увеличиваться и увеличиваться. Когда стало понятно, что нужно становиться на какую-то официальную платформу, пришлось завязывать с профессиями, которым мы учились в институтах и которые у нас не пошли, потому что появилась возможность заниматься музыкой.

- Есть поговорка про еврейскую маму, которая говорит: «Выучись сначала на врача или юриста, а потом занимайся чем хочешь!»

- Да-да, получи высшее образование - а потом хоть в дворники! Так мне бабушка говорила. Это наш семейный постулат!

- И вам без ссор, без конфликтов разрешили бросить мединститут?

- Не было конфликта. Хобби переросло в профессию, а профессия - в хобби, и на тот момент всем все уже было понятно. Плохим врачом при своей фамилии я быть не могу, поэтому решили пойти в «битлы».

- Когда пошли в профессиональную музыку, ставили для себя какие-то задачи или играли в свое удовольствие?

- Мы были молодые, ретивые, нам нравилось приезжать в разные города, играть огромные концерты. Мы жили этим. А потом, конечно, после 1982 года, когда гайки закрутили, было понятно, что бросать это дело нельзя - нужно продолжать играть, и что-нибудь из этого точно получится. Потому что любая война всегда заканчивается миром.

- Сейчас все обсуждают трагическую смерть Честере Беннингтона, солиста группы «Linkin Park», который покончил с собой. Известно, что и многие российские артисты не смогли избежать трагедий, связанных с алкоголем, наркотиками…

- Это беда середины 80-х - начала 90-х…

- Что ваших коллег уберегло, как думаете? Какой можно дать совет молодым?

- Совет один: меньше употреблять всяких глупостей. Меньше «расширять сознание». До добра это не доводит.

- Ваша супруга Анна психолог. Это помогает в семейной жизни?

- Конечно, помогает. Какие-то моменты можно спокойно обсудить вдвоем и все решить. Она всегда дает правильные советы. Мы же, музыканты, народ несносный. И с нами жить достаточно сложно. А у нас с супругой гармонично все срослось.

- В одной из ваших песен такой лейтмотив: «Забил на все, играю для себя». Это правда или образное выражение?

- На самом деле не все так в песнях, когда касается тебя лично. Это характерная ситуация для всех музыкантов. Я прочитал в книжке о битлах, где они рассказывают про все свои композиции, что в грустнейшей песне «She's leaving home» - про девушку, которая в никуда уходит из дома, они думали о бананах и просто прикалывались. То же самое и с величайшей песней всех времен и народов «Yesterday» - вместо «естудей» сначала было слово, которое означает «яичница». То есть первое слово песни - яичница!

- Музыкант должен отслеживать тренды: настроение в обществе, куда мы движемся, о чем переживаем - или достаточно петь о том, что у тебя лично на душе?

- Естественно, прислушиваешься ко всему. И ты постоянно в курсе всех новых течений. Но мне нравится музыка, и я постоянно слушаю что угодно. Кроме рэпа. Хотя мне очень понравился NOIZE MС (Иван Алексеев, музыкант и исполнитель). Я снимал его концерт, и он поразил своей музыкальностью, словосозиданием. Он реально умеет это делать. И Вася Вакуленко (Баста. - Прим. ред.) - очень хороший музыкант.

- Евгений Шулимович, на всех светских мероприятиях вы очень элегантно выглядите. Как удается?

- Не знаю. Наверное, благодаря тому, что я не покупаю всякое барахло.

- Есть что-то такое, что хотелось бы начать, попробовать наконец-то, но вот все недосуг было?

- Есть у меня предложение поиграть в спектакле, но пока пугаюсь. Такое количество текста выучить - это же сложно. И опять же, не понимаю, какой я актер. Актерскому мастерству нужно учиться…

- Это правда, что вы любите японскую кухню?

- Когда нет ничего, кроме японской, буду есть японскую. У меня нет каких-то кулинарных предпочтений. Мне нравится хорошая местная еда. То есть во всех местах, куда меня заносит нелегкая, я всегда стараюсь есть местную пищу, даже в Китае. И червей у них пробовал, и кузнечиков. Даже пил совершенно ужасную настойку на крысиных эмбрионах.

- Как же вы заставили себя?

- Закрыл глаза, потому что это была какая-то страшно редкая императорская водка, и отказаться не было возможности, и морду кривить нельзя, потому что статус не позволял. Ну и выпил…

- И как? Что-то волшебное?

- Я в принципе не знаю, какой у этой водки вкус без этих эмбрионов, поэтому мне сложно быть объективным. Но если ты эти эмбрионы видишь, то противно, а не видишь - то вроде и ничего…

- Вы сказали, что входным билетом на квартирники был алкоголь. На ваш взгляд, что такое культура пития, которую все пытаются привить российскому народу?

- До скотства не напиваться. В микояновской «красной книге» «О вкусной и здоровой пище» было написано, что все хорошо в меру. Это правило работает всегда и везде - без исключений!