(Продолжение. Начало в № 6, 10)

Время паковать чемоданы

Куньмин - прекрасный город, но он не был единственным, где мы хотели побывать. А значит, надо паковать чемоданы и отправляться дальше. Следующий пункт - Цзинхун, китайский город, расположенный неподалеку от границы с Лаосом.

До него, конечно, можно добраться на самолете, но расстояние невелико, и мы решили поехать на автобусе. Лучше это делать на слипбасе (спальном автобусе). Рейсы ежедневно с Южного автовокзала, в 19, 20 и 21 час. Мы выбрали последний, чтобы приехать в Цзинхун в районе 9 утра. Цена билета - 120 юаней, примерно 1200 рублей. Если решите совершить подобное путешествие, обязательно берите с собой наличные.

Нам пришлось ездить на вокзал дважды. В первый раз у нас хотели снять деньги с карты, но у Татьяны не оказалось с собой паспорта - не подумали, что билет на автобус продается по документу. А когда приехали на другой день, в окошке нам сказали, что пластик не принимают. Хорошо, что налички хватило!

Зал ожидания очень комфортный. Правда, попасть в него могут только уезжающие, охрана проверяет весь багаж и ручную кладь, пропускают по билетам. Внутри кожаные массажные кресла: хочешь - просто сиди, хочешь - заплати и расслабляйся. Даже поздним вечером работает магазинчик, в котором можно купить что-нибудь для перекуса в дороге или во время ожидания. Китай очень демократичная страна, заварить лапшу быстрого приготовления можно везде.

Едят, едят и не толстеют

Слипбас - чудо чудное и непривычное для нас. Внутри вместо обычных кресел вытянутые, чтобы можно было лечь. Такие полки расположены в три ряда: вдоль окон и посередине салона. Есть верхние и нижние. При входе в обязательном порядке снимаешь обувь. Для нее около каждого кресла есть специальное место.

- Не сказать, чтобы очень удобно, но ночь пережить можно, - сказала Татьяна, располагаясь на своей полке.

Действительно, если вы ростом не выше 165 сантиметров и весите в пределах нормы - дорога будет вполне сносной. Если повыше, то ноги полностью не выпрямить. Но не беда, переживем. Отправление задержалось минут на 20 - ждали, пока другие пассажиры закупятся едой.

Китайцы могут вырастить редьку любой формы.

Все-таки китайцы - удивительные люди. Они почти постоянно едят и при этом нельзя сказать, чтобы сильно толстели. Вот и наши соседи не успели расположиться на полках, как достали рис, овощи, фрукты и начали ужинать. Пока они ели, автобус наматывал круги по Куньмину: водители (их двое: один за рулем и сменщик) подбирали нелегальных пассажиров - тех, кто приобрел билеты у «помогал» на вокзале или с кем водители, видимо, сами договорились.

В эту ночь поспать почти не удалось. Автобус делал частые остановки на вокзалах в небольших городах, наши веселые и громкие соседи дружно высыпали из салона, чтобы сходить в туалет или прикупить еще еды. Самым колоритным оказался единственный в этой банде мужчина. Непривычно высокий, под два метра ростом, крупный, одетый в спортивный костюм. На улице он пользовался любым моментом, чтобы сделать несколько упражнений у-шу, а в салоне протестировал все полки, которые занимали его приятельницы, а также пытался общаться с нами.

По-русски он знал только «привет» и «хорошо», повторял эти слова очень радостно, громко и постоянно, а когда все пассажиры наконец-то угомонились и решили вздремнуть, его память подсказала еще немного из великого и могучего, и он громко затянул на весь автобус «Подмосковные вечера». Одним словом, поездка была веселой, а когда наши новые друзья вышли на остановке, мы даже почувствовали легкую тоску.

Дедушки с седыми бородами

Цзинхун встретил нас жарой, пальмами, другими неведомыми тропическими растениями и слонами. Конечно, животные были не настоящие, а скульптурные, их в этом небольшом городке множество. Хотя почему небольшом? Думается, уже в ближайшие годы Цзинхун разрастется до вполне приличных масштабов: в городе активно ведется строительство, причем возводят как небоскребы, так и малоэтажные здания. Почему нет? Туристов здесь много, преимущественно, конечно, китайских. За четыре дня пребывания в этом местечке мы встретили всего двоих европейцев, и то на вокзале. Все, видимо, едут транзитом, если и задерживаются, то только на одну ночь.

Каких-то крупных достопримечательностей в Цзинхуне нет. Пара храмов, Меконг - вот, пожалуй, и все. Жизнь здесь течет спокойно, люди гуляют в парках, бегают по дорожкам в тени деревьев, ну а самые отчаянные могут поплавать в реке. Ну или как минимум позагорать.

В скверах, как и везде в Поднебесной, занимаются гимнастикой, танцуют и поют. А вот по периметру сидят колоритные дедушки с длинными седыми бородами, как в книгах про Китай. Это гадальщики, по линиям на руке предсказывают судьбу. Или определяют болезни. Точно сказать сложно, мы не пользовались их услугами, поскольку не знаем китайского. Но на картинках, лежащих рядом с мужчинами, нарисованы ладони с линиями.

Колоритный дедуля. Хиромант или лекарь?

С английским языком в этом городе очень туго. С приезжими из других стран могут разговаривать только сотрудники некоторых отелей, весь словарный запас ограничивается парой-тройкой расхожих фраз. С транспортом местные тоже не помогут, советуют до любого пункта добираться на такси. Мы спросили у администратора нашего отеля, далеко ли Меконг. В четырех километрах. А где вокзал, с которого уезжают автобусы в Лаос? В четырех километрах, лучше ехать на такси. Время нас не поджимало, поэтому такой вариант мы отбросили, попросили отметить на карте интересующие нас места. И если с рекой все оказалось довольно просто, она была близко, буквально вдоль параллельной дороги, то поиск вокзала заставил понервничать.

Туда-сюда-обратно

Был момент, когда мы с Татьяной чуть не расплакались от бессилия. Девушка в отеле сказала, что нам нужен тот же вокзал, на который мы приехали из Куньмина. Однако там нам ответили, что в Лаос рейсы отправляются с другого и махнули влево. А сколько идти - непонятно. Метров через 300, когда дорога стала раздваиваться, мы поинтересовались у полицейских, далеко ли вокзал. И что? Они отправили нас в обратном направлении. Так мы и ходили раза четыре туда-сюда, пока в тоске не сели на поребрик, чтобы успокоиться. Перед нами оказался еще один отель, в котором мы решили попытать удачу.

Милая девушка на ресепшене не владела английским, но включила переводчик, позвала на помощь коллег, и, о чудо, минут через 15 мы узнали, что все-таки да, надо идти влево, еще 700 метров. К счастью, у меня на руке был фитнес-браслет, по нему-то мы и сориентировались, потому что со стороны очень сложно понять, где именно вокзал: площадка с автобусами находится вне поля зрения, видны только небольшие ворота, через которые проезжают автобусы. Но это происходит, как вы догадываетесь, не каждую минуту.

И вот билеты на руках, завтра нас ждет дорога в Лаос. Мы решили начать знакомство с этой страной с маленького городка Луанг-Намты, который расположен рядом с китайской границей.

(Продолжение следует)