Острословы говорят, что, наступая на одни и те же грабли, мы обретаем дорогой и бесценный опыт. «Ну мне-то зачем этот опыт?!», - в сердцах корил я себя на озере, делая вместе с ледобуром круги вокруг намечаемой лунки.

Если кто-то смотрел на меня со стороны, то мог подумать: «Мужик, видать, совсем одеревенел, если таким способом решил согреться, или «для сугреву» хватил лишнего». А я, уцепившись руками в ледобур и прижав его к телу, ходил вместе с ним кругами по часовой стрелке. То есть не я его крутил, как это принято у рыбаков, а он меня. И все потому, что при покупке новенького бура на 130 миллиметров я повелся на ласкающие слух слова: «Швеция, сделано с умом!»

К своему стыду, в подобный переплет я попал не впервые. Вспомнился мой первый ледобур без шнека, бездарно исполненный отечественной промышленностью, с режущей частью в виде большой ложки, заточенной снизу и по краям. Если кого и надо было заставить сверлить лунки таким буром, так это конструктора упомянутого изобретения. Хотя, если честно, в те времена и такой инструмент был не у всех - многие пользовались пешней. Мой последний, нет, теперь уже предпоследний, бур был титановый с двумя ножами. В целом неплохой инструмент, главное, легкий, что для немолодого человека очень важно. И все же он меня огорчал. Первый раз, когда на сильном морозе попавшая в трубку вода замерзла и расперла ее, сделав в трубке трещину по шву. Второй - когда от шнека стала отходить сварка.

Имея кое-какой опыт общения с бурами, я, наверное, снова выбрал бы отечественный титановый с тремя ножами, но для пенсионера его стоимость запредельная - 7 тысяч рублей. Пришлось довольствоваться шведским «Мора эксперт», который стоит в два раза дешевле, хотя тоже бьет по карману изрядно. Главные его недостатки - он тяжелый по сравнению с титановым и не рассчитан на слишком толстый лед.

Когда я принес домой новый инструмент, то, естественно, внимательно осмотрел его, сравнил с предыдущим, титановым. У нового шнек оказался длиннее на 12 см, за что я поставил «скандинаву» заметный плюсик. Ничего подозрительного у «Мора» не обнаружил. Правда, на ножах были мелкие заусеницы, но аккуратно удалить их не составило большого труда. А подвел меня угол наклона или, как говорят рыбаки, угол атаки ножей. На глаз такой дефект обнаружить невозможно. Он проверяется практикой. Вот я и упражнялся в бурении льда на озере вместо того, чтобы рыбачить. Впрочем, это не самая большая беда. Устранить такую неполадку все-таки можно и самому, хотя в магазине хотелось бы приобретать качественный товар, действительно сделанный с умом.

В зимнюю пору ледобур для рыбака - что скрипка для музыканта. Хорошо настроенный рыбацкий инструмент - это песня на льду, а плохо настроенный приходится исправлять горбом и собственными руками. В мурманских магазинах есть выбор буров - до десяти модификаций. От дешевых отечественных до сравнительно дорогих зарубежных. На рыболовных форумах и порталах рыбаки неплохо отзываются и о российских, и о скандинавских инструментах: питерских и барнаульских, финских «Рапала» и шведских «Мора». Хотя идеальных буров, отвечающих в полной мере трем основным показателям (цена - качество - вес), пока не придумали.

Для наших северных вод ледобур на 130 мм вполне подходит для комфортной рыбалки. Правда, протащить в пробуренную им лунку щуку более 6 кг весьма проблематично, но, с другой стороны, часто ли мы ловим такие трофейные экземпляры? А лещей на севере области нет. Про подледный лов семги я не говорю - браконьеры лучше нас знают, какими бурами надо сверлить лунки. Кстати, нехитрый лов семги подо льдом легко осваивают даже мальчишки.

На одном из порталов меня заинтересовала информация о тестировании буров. Правда, приведенное в Интернете исследование трудно назвать корректным, поскольку сравнивали инструменты, так сказать, разного класса. Тест проходили буры диаметром от 100 миллиметров (финского производства) до 200 миллиметров (шведского) и все по одному и тому же показателю - сколько делалось оборотов при бурении лунок до полного прохождения льда. К тому же навыки у тех, кто бурил лунки, были разные, да и масса тела и, соответственно, давление на бур, вероятно, тоже. Тем не менее я отметил для себя, что из шести тестируемых буров два российских - Северного завода «Ленинградский» и титановый с тремя ножами ООО «Турбостарт» - выглядели очень неплохо. Так что российская рыболовная продукция далеко не худшая. В этом я убеждался и при собственном опробовании рыболовных лесок, выпущенных в России и Японии. Но это к слову.

Об американских и скандинавских мотоледобурах, которые приводятся в движение бензиновыми или электрическими моторами, особо говорить не будем. Покупателям таких устройств (в силу их дороговизны) продавцы магазинов любезно расскажут все, что надо. И даже сверх того - любой каприз за ваши деньги. А мне вспомнилось, как однажды меня угораздило присесть к чужой лунке, пробуренной, как я понял позднее, мотобуром. Сначала я не мог сообразить, откуда тянет бензином. А потом до меня дошло - из лунки! Мало того, что я не увидел там ни одной поклевки, но я еще и испортил деликатную рыбацкую снасть, которая пропиталась бензином.

В заключение несколько рекомендаций, которые мне довелось услышать от опытных рыболовов. Во-первых, не следует давать свой бур на рыбалку другим рыбакам. Переданный в чужие руки чуткий инструмент может напомнить вам об этом. Во-вторых, не стоит носить или возить бур небрежно. Видели, как носит скрипку скрипач? Давайте перенимать его опыт. В-третьих, не измеряйте буром глубину воды после сверления льда. Рано или поздно подводный камень, галька или песок передадут вам привет, и тогда настроение на рыбалке будет испорчено. И в-четвертых, своевременно подтачивайте и подтягивайте ножи. И возите с собой запасные.

Легкого вам бурения!

Фото: Гапоник Константин
Горностай пришел в гости...