Мы будем жить рядом с Домом, - говорит моя подруга, объясняя, где расположен наш отель в Кельне.

- Удивительное дело! Обычно-то гостиницы находятся в лесу или около заводов, - несколько обиженно отвечаю я. Ну вот чего она издевается, понятно же, что мы будем жить рядом с каким-нибудь домом?

- Ты не поняла, Дом - это Кельнский собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра, одно из самых красивых и высоких зданий Европы, - рассказывает подруга. - Сейчас завернем за угол, сама убедишься.

И правда, увидела я это чудо архитектуры и замерла. Перед глазами, как будто нависая над головой, оказался 157-метровый, красоты невиданной и даже какой-то неземной, Дом. Наш питерский Исаакий по сравнению с ним - малыш, причем не очень-то обаятельный. Вроде бы разница в «росте» у них невелика – порядка 50 метров, но готический стиль германского собора лишь способствует его еще большему возвышению. К тому же Кельнский собор включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Кстати, Дом сейчас непрерывно реставрируют. Только починили одну башню или часть храма, сразу же принимаются за другую. Как рассказал наш бывший соотечественник Александр, живущий в Кельне уже почти два десятка лет, в городе есть специальная мастерская, больше похожая на небольшой завод, которая и занимается этим делом. Мы сами видели рабочих, чистящих башни от черного уличного налета. Хотя, честно говоря, с «загаром» они смотрятся намного эффектнее.

Полюбовавшись Домом с полчаса, идем в гостиницу. Она и впрямь оказалась рядышком и удивила планировкой: мы обошли здание три раза, пока нашли стойку администратора, потому как подъезд с номерами - с другой стороны. Очень удобно: приходи когда хочешь, приводи гостей - никакого контроля. В номере кроме кроватей и ванной комнаты имеется даже небольшая кухонька с необходимым набором бытовой техники. Первая вылазка в город - по торговой улице вдоль магазинных витрин. Вдруг откуда ни возьмись появляется Дом - смотрит на нас поверх крыш современных зданий. Ощущение - не передать, настоящий сюрреализм, просто «сюр» да и только.

Вечером бродили по берегу Рейна - смотрели на поезда, идущие по железнодорожному мосту Гогенцоллернбрюке, который считают самым «занятым» в Европе: в сутки по нему проходит около полутора тысяч поездов.

- Что случилось? Почему нужно обходить эту небольшую площадь? - спрашиваем Александра, поднявшись по длинной лестнице от набережной Рейна к какому-то зданию и увидев, что территория рядом с ним огорожена.

- Это не просто здание, а знаменитая Кельнская филармония, - отвечает наш экскурсовод. - Точнее, часть ее в здании, а другая часть - под землей.

- О, русские? Привет, земляки! - услышав разговор, к нам подходит мужчина в зеленом жилете, контролирующий, чтобы люди не заходили за ограждение. - Сейчас идет концерт, а поскольку площадь находится аккурат над залом, здесь запрещено ходить, дабы не портить звук - шаги очень хорошо слышны.

Наутро - Кельнский собор. Одна из главных его достопримечательностей - орган. Его фасад плоский и растянутый от одного столба до другого. С каждой стороны музыкальный инструмент имеет по три колонны из больших труб, а в середине - три ряда малых труб, каждый из которых выглядит как самостоятельный фасад маленького органа.

Еще одна здешняя изюминка - ларь трех волхвов. Этот золотой ларь для хранения высоко почитаемых реликвий в конце XII века сделал известный в ту пору ювелир Николаус Вердунский. Деревянный корпус обит позолоченными медными и серебряными пластинами, только передняя сторона ларя почти полностью - из листового золота. Она, кстати, съемная. Каждый год 6 января, в день чествования трех волхвов, ее снимают, и взору посетителей предстают три черепа, увенчанных золотыми коронами, трех святых королей и волхвов: Каспара, Мельхиора и Балтазара.

Подняться на башни собора - задача не из простых. Путь осложняют две крутые узкие (пройти может только один человек, если потоки поднимающихся и спускающихся людей встречаются, кто-то должен остановиться, пропустить другого) винтовые каменные лестницы - 509 ступенек каждая. Они ведут на колокольни, расположенные в средних ярусах башен.

- Ничего не вижу, только ноги вокруг, - говорит одна из моих подруг, поднимаясь.

- Ну почему же, тут и руки есть, и головы, - весело отвечают ей стоящие на ступеньках люди. Не только мы здесь из России!

На смотровой площадке забываешь о всех трудностях пути. Высота - 150 метров, панорама центра Кельна - как на ладони. Правда, фотографировать можно лишь аппаратами с объективом небольшого диаметра: площадка огорожена металлической сеткой, а через ее ячейки не каждый механизм пролезет. Обратный путь - по той же лестнице.

Спустившись, решили зайти в одну из самых старых в городе пивных. Какая Германия без пива?

- Обалдеть! Прямо как по телевизору показывают, - удивляется одна из нас, войдя в питейное заведение. - Длинные столы, деревянные лавки. Все по-настоящему.

Мы с трудом нашли свободный столик: желающих выпить пивка в теплой компании нашлось немало. Кстати, солодовый напиток наливают в 200-граммовые стаканчики, похожие на пробирки. Они очень ловко помещаются у официанта на специальном подносе, для этого в нем сделаны специальные выемки.

Быстро определившись с напитком, мы перешли к выбору закуски. Вид блюд у посетителей за соседним столиком вызывал удивление, граничащее с ужасом: перед стройными молодыми мужчинами и женщинами стояли огромные тарелки. Дамы предпочли мясо и картошку (точно не скажу, но не меньше, чем по полкило каждого продукта), мужчины - по целому цыпленку. Примечательно, что все это они смели с легкостью меньше чем за час.

- Принесите мне, пожалуйста, половину цыпленка, - прошу официанта, показывая нужную строчку в меню. Хорошо, он переспросил! Как нам рассказал Александр, перевели название блюда мы правильно, только вот имеется в виду далеко не куриный отпрыск, а большая булка белого хлеба, разрезанная пополам, а в середине ее лежит толстый, сантиметров в пять, огромный кусок твердого сыра. Почему-то я его не захотела - заказала картошку фри с баварскими сосисками. Тарелка оказалась, конечно же, гигантской, но что делать - мы в Германии. Видимо, для того и столы в пивных огромные - чтобы все приборы уместились.

- А как официант догадался, что я хочу еще стаканчик пива? Я же не успела заказать, - удивляется Катя.

- Очень просто: официант, видя, что твой стакан опустел, приносит полный. И так до тех пор, пока ты не положишь подстаканник на стакан. Это знак, что пива тебе достаточно, - объясняет Александр.

Вдоволь наевшись, идем по городу. На музыку - на звук! Оказалось, около Кельнского собора мужчина играл на рояле. Музыкальный инструмент - на деревянном возвышении на колесиках, так проще его передвигать по улицам. Пройдя чуть дальше, слышим другие звуки: между двумя магазинами, где, оказывается, очень хорошая акустика, расположился квинтет музыкантов. У соседней торговой точки сидит девушка и под гитару поет грустную песню. Чуть поодаль группа гитаристов (судя по всему, выходцы одной из восточных республик бывшего СССР) исполняет свои народные заводные мелодии.

И такие живые уличные концерты - каждый день, на любой вкус. Что поделаешь, Европа...

Фото: Андреева Екатерина
Фото: Андреева Екатерина
Фото: Андреева Екатерина
Фото: Андреева Екатерина
Екатерина АНДРЕЕВА