Вполне возможно, что эта неделя войдет в историю отечественного кино. Ее ознаменовало невероятное событие - через 17(!) лет после окончания съемок в широкий прокат выходит-таки легендарный фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита».

История появления этой ленты на большом экране - сама по себе сюжет для целого телесериала. Его героями стали бы и те, кто непосредственно снимал фильм, и многие их коллеги по профессии (в той или иной степени в «Мастере и Маргарите» участвовали все киностудии страны), и такие далекие от кино люди, как главный идеолог перестройки Александр Яковлев. Если же говорить о самом фильме, то наиболее интересны в нем, наверно, актерские работы. Ироничный Валентин Гафт - Воланд, монументальный Михаил Ульянов - Понтий Пилат, неистовый Николай Бурляев - Иешуа Га-Ноцри, эксцентричный Александр Филиппенко - Коровьев-Фагот, философствующий Виктор Павлов - Бегемот, Владимир Стеклов (уж на кого не подумаешь!) - Азазелло, Сергей Никоненко (тоже неожиданный выбор) - Лиходеев, Сергей Гармаш (первая его роль в кино!) - Бездомный и, наконец, Мастер и Маргарита - Виктор Раков и Анастасия Вертинская.

Примерно тогда, когда уже законченный фильм Кары нежданно-негаданно оказался «на полке», произошло одно из центральных событий российской истории 90-х годов: рухнул «МММ». И так совпало, что картина об этой великой финансовой комбинации с говорящим названием «ПираМММида» выйдет в прокат одновременно с «Мастером и Маргаритой».

Никто не ждет, что снятый в жанре политического детектива фильм поведает нам истину в последней инстанции о событиях тех лет. «ПираМММида» - попытка художественными средствами отразить безумный дух того времени, тяжелая для реализации (вспомним хотя бы «Жмурки» Балабанова!), но заслуживающая внимания. С точки зрения «чистого кино» эта лента еще и пример резкой смены актерского амплуа. Алексей Серебряков, признанный супермен российского кинематографа, сыграл главную роль, «ботаника»-математика-бизнесмена Мамонтова, в очках да еще и заику!

Вообще, тяга к переменам рано или поздно одолевает любого крупного актера. Вот и Киану Ривз: герой боевиков рубежа тысячелетий («Скорость», «Джонни Мнемоник», «Матрица», «Константин») на пятом десятке лет вернулся к истокам своей карьеры, сюжетам и мотивам «независимого кино». В комедии «Криминальная фишка от Генри» он сыграл главного героя, простого парня из глубинки. Жизнь Генри была унылой и незамысловатой, как и его рабочее место - будка для сбора дорожной пошлины. Но однажды Генри оказался не в то время и не в том месте, был обвинен в ограблении банка и сел в тюрьму. За решеткой он понабрался ума-разума и, выйдя на свободу, решил ограбить тот самый банк. Вариация на тему классики жанра - «Двойного просчета» с Эшли Джадд и Томми Ли Джонсом? Почти: в «Криминальной фишке…» нашлось место для сюжетных линий, сблизивших ее и с «Револьвером» Гая Ритчи, и с рязановским «Берегись автомобиля!». Ну и кроме героя Ривза здесь есть и другие полнокровные персонажи - звезда провинциального телеканала, мечтающая о славе великой актрисы (Вера Фармига - «Исходный код»), и эксцентричный зэк-философ, партнер Генри по будущему ограблению (Джеймс Каан - «Посредники»).

Похожим образом изменилась и жизнь Лины - главной героини немецкого мистического триллера «Вкус ночи». Ссоры с родителями, подозрительные компании, приводы в полицию по мелочам - классический трудный подросток. Но однажды она знакомится с богатой и эффектной Луизой, и та превращает ее… нет, не в примерную девочку, а в образцового вампира! История постановки фильма насчитывает аж одиннадцать лет (сценарий был закончен еще в 2000 году) - по иронии судьбы в Германии проще найти деньги на фестивальное, чем на коммерческое кино. За это время будущий режиссер «Вкуса ночи» Денис Ганзель успел и поставить несколько кассовых хитов самых разных жанров («Девочки сверху-1, -2», «Академия смерти», «Эксперимент-2»), и сам прославиться как актер («Мужчины в большом городе»). Продюсерскую поддержку фильму оказала студия «Константин» (киносериал «Обитель зла»), а главные роли исполнили постоянные актеры предыдущих картин Ганзеля - Каролина Херфурт, Нина Хосс, Макс Римельт.

Смотревшие «Здравствуйте, я ваша тетя!» знают - в Бразилии много диких обезьян. Те, кто посмотрит мультфильм «Рио 3D», усвоят и другой факт: Бразилия - это место обитания попугаев ара. Один из таких попугаев, родившийся в неволе, совершает головокружительное путешествие из США в Бразилию: он последний из своего вида, и самка его ждет в Рио. Вот только поладить им никак не удается, и это только завязка для приключений. Фон для действия - жизнь неповторимого Рио-де-Жанейро с его статуей Христа, Копакабаной, фавелами, футболом, карнавалом; и все это - в постановке уроженца Рио Карлоса Салданы, вместе с Крисом Уэджем создавшего все серии прославленного «Ледникового периода». Будем надеяться, что его новая работа обрадует зрителя ничуть не меньше.

Алексей ГУЛЯНИН