Мурманчанка Наталья Филимонова увлекается необычным рукоделием, она - кукольных дел мастер. Девушка, среди друзей и коллег по ремеслу больше известная как Семипряда Светлова, начала создавать искусственных человечков давно, еще в детстве.

- Забавно, но как таковых кукол я не любила: пластмассовые советские пупсы казались мне слишком скучными, - рассказывает мастерица. - Но зато мне очень нравилось творить, делать что-то своими руками. Меня интересовало все, любой вид творчества, о котором узнавала. Самое доступное - шитье из лоскутков, да и швейная машинка, незаменимая помощница, всегда была под рукой. Помню, я смастерила целый кукольный театр и показывала домашним сказку про ворону, лису и свинью, которые что-то не поделили. Еще делала марионеток, но потом мне их стало жалко, и я всех «освободила» - перерезала ниточки. С тех пор сохранился лишь один человечек по имени Вася, остальные куда-то пропали.

Увлечение шитьем кукол у Семипряды осталось в прошлом, вернулась она к нему лишь два года назад. На это возрождение сильно повлияло рождение сына Ростислава.

- Поначалу мне казалось, что шитье кукол - ерунда, лучше заняться чем-то более серьезным, устроиться на нормальную работу, - делится воспоминаниями Семипряда. - В итоге все закончилось плачевно: поступила в институт на нелюбимую специальность, неохотно отучилась, после несколько раз устраивалась на работу, но все было не то, не лежала у меня душа. И неожиданным спасением стало рождение ребенка. Я как бы очнулась и спросила себя - будет ли счастлив мой малыш, если несчастлива его мать.

Девушка поняла: надо заняться творчеством, но вот только каким? И тогда Семипряде начали сниться куклы. Она видела их каждую ночь - нарядных и потрепанных, рукодельных и заводских, целых и поломанных. «Ну что ж, пусть будут куклы», - согласилась мастерица и начала шерстить Интернет в поисках мастер-классов.

- Поначалу казалось, что у меня довольно большой багаж знаний, однако на деле выяснилось, что все наоборот, - говорит рукодельница. - Работать оказалось труднее, чем мне представлялось. Да и сынок постоянно возмущался, что я мало уделяю ему времени, не давал полностью углубиться в работу. В результате тряпичного человечка я все-таки сшила и дала подходящее имя - Тося Истерика.

К слову, Семипряда Светлова создает не совсем обычных кукол, она предпочитает так называемые этнические произведения. К примеру, первые ее творения были сделаны по мотивам ржевской куколки «на счастье». По мотивам, потому что в процессе у автора, по ее собственному признанию, разыгралась фантазия и пришлось немного отступить от канонов народного творчества, применить иголку, ножницы, украсить бисером, модифицировать костюм. Но основной признак народной куклы - отсутствие лица - остался неизменным. В древности считалось, что в безликую куклу не смогут заселиться злые духи и навредить таким образом ее обладателю. Если отбросить чертовщину, в этом было рациональное зерно, ведь, играя, ребенок мог представить игрушку грустной, радостной, сердитой или довольной, а когда у куклы есть лицо, это сделать труднее. Поэтому, наверное, так популярны тильды, или вальдорфские куклы, у которых черты лица едва намечены - с ними интереснее фантазировать.

- Мне нравятся такие, с которыми можно играть, не боясь разбить, - продолжает Семипряда. - Чтобы двигались руки и ноги, можно было куклу наряжать в разные костюмы и шить новые. Главное, что каждое произведение ручной работы уникально, второго точно такого же не найти. Сейчас я осваиваю новую для себя технологию - учусь шить длинноногих девиц с тонкой талией, с руками-ногами на пуговицах. Пока что результатами в целом довольна, но кое-что не мешает усовершенствовать.

Оказывается, даже в таком, на первый взгляд, не очень сложном деле и начинающие, и уже опытные мастерицы сталкиваются с множеством трудностей. Главная беда - отсутствие необходимых материалов, ведь нужно подобрать ткани, подходящие друг к другу по цвету, фактуре. Для шитья кукол предпочтительнее выбирать хлопчатые ткани с мелким рисунком типа цветочков или мелкого орнамента. Правда, сейчас их довольно редко можно встретить в магазинах, но в мире, как показывает практика, много добрых и щедрых людей. Часто на помощь мастерам приходят близкие и знакомые люди: узнав об увлечении, находят в своих закромах различные бусинки, бантики, лоскутки.

- Еще для занятия рукоделием обязательно отвести специальное место, недосягаемое для маленьких детей и домашних животных, - это я вам как мама говорю, - советует Семипряда. - К тому же удобно, когда все под рукой и можно не вставать каждый раз за булавками. Когда все разложено по полочкам, сразу видишь, чего еще не хватает, а что скоро закончится.

Как видим, ничего особо сложного в процессе создания, равно как и в любом другом творчестве, нет. Нужно просто увлечься процессом, и результат будет радовать раз от раза все больше. Конечно, придется покорпеть, подумать, потратить время.

- Некоторые актеры, например, жалуются на трудность своей работы, однако почему-то никто не пошел вместо съемок разгружать вагоны, - со знанием дела говорит Семипряда. - Самое трудное, когда мастеришь кукол, - вовремя остановиться. Мне в этом сын помогает, не дает слишком углубляться в процесс.

После такого понимаешь, что любой может стать коллегой Семипряды. Девушка рассказала, как сшить одну из самых простых кукол - Колокольчик. Она родом с Валдая, ее дарили с пожеланиями радости и здоровья, духовного и телесного, а внутрь прятали колокольчик.

- У куколки три юбочки, символизирующие тело, душу и дух человека, - рассказывает Семипряда. - Они тесно связаны между собой, но эту связь может нарушить неосторожное слово или действие. Вот здесь-то и пригодится колокольчик: его звон, как ниточка, свяжет прореху, и все наладится.

Для изготовления куклы потребуются три ярких лоскута ткани, из которых нужно выкроить три круга радиусом 8, 11 и 14 сантиметров. Также пригодится квадрат белой ткани со стороной 20 сантиметров (не очень тонкой, чтоб не просвечивала), треугольный кусок на платок (лучше разрезать по диагонали квадрат со стороной 20 сантиметров), прямоугольник яркой ткани на повойник 5 на 10 см, кусочек синтепона, крепкие красные и белые нитки, колокольчик или бубенчик, скрепка.

Первым делом нужно разогнуть скрепку и зафиксировать на одном ее конце колокольчик. Другой конец скрепки загибаем в небольшой крючок и оборачиваем вокруг него синтепон. Должен получиться комочек около трех сантиметров в диаметре - это будет голова.

Затем нужно взять круги ткани и, начиная с самого большого, обвязать вокруг головы. Далее - черед квадрата белой ткани. Его нужно сложить полуконвертом и также оборачивать вокруг. Место, где уголки захлестывают друг друга, прикладываем к макушке, свободные уголки квадрата идут по бокам - это будущие руки. Для этого подгибаем уголки внутрь и обвязываем их красной ниткой.

- Если ткань сыплется, можно ее подшить или обметать, - советует Семипряда. - На обережные свойства это не повлияет, а вот внешний вид будет аккуратнее. Также можно использовать специальные ножницы с зубчатой кромкой. Творите, балансируя между фантазией и инструкцией, вдохновением и разумом - и тогда все получится замечательно, даже с первого раза.

Екатерина АНДРЕЕВА