- Это поразительно, но на нашем концерте в Мурманске мы увидели столько молодежи! - говорит мне Олли Онтронен, лидер финской группы «The Bluesology». - Дома на нас приходят в основном старички…

Сто лет в обед

Мне же поразительно другое: одному из самых известных финских специалистов игры на губной гармошке всего-то 28 лет от роду. По сравнению с почтенным возрастом блюза, столетний юбилей которого мы будем отмечать в следующем году (музыкальный термин «блюз» вошел в обиход в 1912 году), совсем юнец. Мало того, в блюзовый жанр он влюбился вообще в 15 лет.

- Тут не обошлось без влияния моего отца, гитариста-любителя. Но консерваторию я закончил по классу ударных инструментов, даже работал в симфоническом оркестре. И все время тянулся к губной гармошке, - поясняет музыкальный финн.

Между прочим, Олли в группе «Блюзология» еще и ведущий вокалист. И тут невольно вспомнишь, что к харпу, как по-английски называется губная гармошка, тянулись многие знаменитые рок-певцы. Что неудивительно: толковому харперу нужны поистине луженая глотка и тренированные легкие. Из известных рок-гармонистов можно вспомнить, к примеру, Мика Джаггера из «Роллинг Стоунз» и Роберта Планта из «Лед Зеппелин». Не брезговал губной гармошкой и Джон Леннон из «Битлз». Но не их пример заразил нашего финского гостя.

- Баловался харпом и Джон Фогерти из «Криденс», и хотя я подробно знаю и люблю творчество этой калифорнийской группы, меня привлек другой чисто блюзовый калифорнийский стиль. Там харпом не балуются, там работают харперы-виртуозы, - внушает мне финский виртуоз.

К слову, на концерте в минувшую среду в джаз-блюз-кафе гостиницы «Парк Инн Полярные Зори» Олли Онтронен завораживающе исполнил и несколько блюзов знаменитых калифорнийских харперов Уильяма Кларка и Рода Пиаццы.

Гармошки разные бывают

- Толково играет, вкусно и, само собой, на фирменном харпе «Хохнер»… - поделился первым впечатлением затесавшийся среди слушателей Сергей Кузнецов, лидер мурманской команды «Кузя-бенд», сам частенько выходящий на сцену в джемах поупражняться на гармошке.

В зале было битком, каждую новую композицию встречали на ура и провожали овацией.

- Нас еще нигде не поддерживали с таким энтузиазмом! Мы впервые в Мурманске и даже не подозревали, что здесь так любят настоящий блюз, - озадачили меня блюзмены Суоми неожиданным для завсегдатая джаз-блюз-кафе выводом.

Но, оказалось, энтузиазм публики можно измерить и в материальном эквиваленте. Музыканты захватили с родины свои компакт-диски, целый ящик, и все они были распроданы на концерте. Рука автора почти всех песен Олли Онтронена устала подписывать обложки…

- Такого коммерческого успеха у нас никогда не бывало, - украдкой вздохнул гитарист Туомас Лаайоки, отец четверых детей - двух, четырех, шести и восьми лет. Хотя он не намного и старше холостяка Олли.

А диск-то этот незаурядный. Его музыканты сознательно записали не в студии, а в условиях, максимально приближенных к старинным блюзовым. Нашли в родном городке Коккола большой деревянный склад, установили микрофоны и записали вживую, без последующей студийной обработки. Считается, что старое дерево помещения добавляет особый призвук в блюзовый саунд. Кстати, из десяти блюзов в альбоме восемь принадлежат перу Олли Онтронена - и музыка, и стихи.

- Простота мелодий и текстов в классических блюзах только кажущаяся. Стараюсь в стихах подражать вечным темам великих предшественников. Любовь и одиночество - что может быть ближе каждому в этом мире? – убеждает прежде всего себя мой собеседник.

Мурманская консерватория?

Концерт получился на славу, но самое интересное началось под занавес вечера. На сцену вышли хорошо знакомые мурманчанам гитаристы Дмитрий Каменский и Стас Одиноков. И Олли со своей гармошкой. Вообще-то, мастерам импровизации нетрудно сыграться без подготовки, но смешанный российско-финский состав превзошел ожидания.

Начали с каких-то традиционных блюзовых стандартов. Олли пел - Каменский солировал на гитаре, Дмитрий пел - Онтронен солировал на гармошке. Затем оба стали перекликаться на своих инструментах, явно пытаясь переплюнуть друг друга. Но все это была присказка. Когда Стас Одиноков запел культовую в России песню Чижа «Дополнительный 38-й», одновременно ведя партию бас-гитары, финский харпер показал чудеса экспромта.

- Я никогда не слышал этой мелодии, - признался мне скромный виртуоз на следующее утро на прогулке по Мурманску. И вдруг спросил:

- А что, у вас в городе разве есть консерватория?

Оказывается, уровень исполнения наших гитаристов так удивил иностранца с консерваторским образованием. Пришлось пояснять, что это местный колледж искусств поставляет надежные кадры для джаза и блюза столицы Заполярья.

- И все-таки не верится, что ваша молодежь так увлечена классическим блюзом, - вновь возвращается к теме своего главного впечатления о Мурманске заезжий музыкант.

- Ну, не вся и не везде. Просто в «Ледоколе» вы попали в нужное место и в нужное время. По средам здесь резко возрастает число блюзменов и джазменов на душу населения.

С почином!

Куда любопытнее был для меня вопрос: с чего это Олли выдумал такое симпатичное название для своей группы - «Блюзология»?

- Это очень просто. Есть науки психология, археология, биология, геология. Каждая из них познает душу, прошлое, жизнь, землю. Почему бы не быть и науке блюзологии? В ней и душа человека, и его прошлое, и его жизнь, и земля, на которой он живет. Все течения современной рок-музыки родом из блюза.

Если есть такая наука, то должны быть при ней свои ученые мужи, не правда ли? Доктор блюзологических наук Олли Онтронен своим концертом удачно открыл Дни Северных стран в Мурманске, которые продлятся у нас до 24 апреля.

Фото: Вишневский Павел
Блюзмен Олли Онтронен всегда держит в руке гармонику.
Павел ВИШНЕВСКИЙ