Два дня в клубе «Арктика», расположенном на первом этаже закрытой на реконструкцию знаменитой гостиницы, грохотали барабаны, ревели электрогитары, издавали пронзительные, порой совершенно экзотические звуки синтезаторы. Тишину, которая вот уже три года как поселилась в номерах шестнадцатиэтажного небоскреба, нарушил международный «Rock Attaks Barents». Традиционно фестиваль стал подарком заполярным поклонникам рока от некоммерческого партнерства «Социум+» при поддержке Баренц-секретариата и организации «Беллона-Мурманск».

- Фестиваль не сдает позиций, - считает руководитель «Социума+» Павел Буч. - Вот уже третий год подряд он верно служит делу укрепления дружбы и творческому обмену между молодежью четырех стран - России, Норвегии, Швеции и Финляндии. Кстати, в этот раз мы не стали ограничиваться Скандинавией и пригласили также музыкантов из Германии. Наша страна представлена в основном мурманскими группами. Нынешние два шестичасовых концерта решили приурочить к 25-й годовщине аварии на Чернобыльской атомной станции.

Программа фестиваля была наполнена музыкой разных стилей и направлений. Более двух десятков команд исполняли произведения на любой вкус. Думаю, даже самые изысканные зрители смогли увидеть и услышать то, что им по душе. А вот чего было хоть отбавляй, так это молодеческого задора и максимализма, бьющих раскаленной лавой через край плавильного котла «Баренц-атак» как на подмостках, так и возле них. Молодежь в зале оттягивалась и выплескивала эмоции как могла: кто слэмовал, то бишь устраивал толкотню в центре зала, по взаимной договоренности, разумеется, кто с удалью отплясывал на пятачке возле сцены, кто подпевал своим любимчикам, а кто, сидя в кресле за столиком, попросту тихонько наслаждался музыкой.

Надо отдать должное всем участникам, как отечественным, так и зарубежным, - все делали свою работу не просто мастерски, но на кураже, в удовольствие. Таким, к примеру, стало выступление группы «Феникс», отыгравшей четыре композиции в лучших традициях русского рока. Словно в противовес коллегам, большая часть которых все же исповедовала музыку более мрачных и тяжелых тонов, участники этого коллектива вышли на сцену в белых плащах. Внешний вид музыкантов позволил залу заранее поверить в чистоту их помыслов и перестроиться на более светлую, лирическую волну. Однако не обманули! Неплохой литературный слог, положенный на драйвовый аккомпанимент заставили взглянуть на мир глазами Алексея Тоболева - бас-гитариста, вокалиста, главной творческой силы команды. Кому как, а мне приглянулись две песни из репертуара «Феникса» - «Волки» и «Под давлением». От первой стало немного грустно за человечество, так как:

А homo homini давно тамбовский волк,

Но что поделать, если ты ушел из стаи.

Ты их не делишь на друзей и на врагов.

Не выбираешь их оскалы, умирая.

Ощущение обреченности здесь отчетливо усиливали гитарные «запилы» Виктора Гомана и Игоря Щукина.

«Под давлением»: название второго произведения многое говорило еще до прослушивания. А тут еще фронтмен команды сумел артистично и, как показалось, правдиво рассказать о живущем под гнетом обстоятельств, терзающимся сомнениями и не знающим, куда себя деть человеке. «Печальных взглядов полон дом...», «Раз близких нет и нет друзей, зачем их ждать - еще налей...», «Под давлением - лгать невозможно любя. Под давлением я выбираю тебя...» И все же лирическому герою удалось найти выход из, на первый взгляд, замкнутого круга и прийти к правильному выводу, - по сути, открыть истину, которая позволила ему избавиться от пут.

Под давлением родился из угля алмаз.

Под давлением мы ведь не лучше вас,

Под давлением даже когда мы одни,

Под давлением мы остаемся людьми...

- провозгласил Тоболев в одном из припевов.

- Наши песни - это размышления о жизни, о том, что нас окружает, причем делаем это вместе с поклонниками, - говорит Алексей. - Записи композиций выкладываем в социальной сети и вместе со слушателями обсуждаем как тексты, так и музыку.

Оказалось, Тоболев неплохо владеет английским и даже литературные произведения британских и американских классиков предпочитает читать в оригинале. На вопрос, не хочет ли он написать песню на языке Джона Леннона и Мика Джаггера отвечает прямо:

- А зачем? Я ведь носитель русской культуры.

Однако не все представители мурманского рок-сообщества разделяют такую точку зрения. К примеру, тяжеловесные «Bihold the Light», «Mash», «Deva Obida» и ряд других исполняли свои песни исключительно на английском, причем ничуть не хуже зарубежных команд, которые тоже не слишком тяготели к родному наречию.

Из гостей самым многочисленным оказался норвежский десант. Выступление «Power to the robots» из Страны фьордов вышло, пожалуй, самым необычным. Трое ребят разрушили стереотип о том, что главенствующими инструментами в роке являются гитары, выдвинув на передний план синтезатор. Солирующему Бьёрте Клевбергу аккомпанировали барабанщик Эсбен Андерсен и бас-гитарист Томас Эхансен. Композиции коллектива перекликались с творчеством вошедшего в историю британского арт-рокового коллектива «Эмерсон, Лейк энд Палмер», да и исполнительская манера Бьёрте схожа с той, какой известен Кит Эмерсон. Он выжимал из клавиш по максимуму, наполняя зал фантастическими звуками, и при этом еще умудрялся петь. Эффект усиливали маски на лицах музыкантов, что придало их выступлению некую театральность. Этот своеобразный музыкальный маскарад длился полчаса и вызвал бурю аплодисментов и радостных откликов у зрителей. Наибольший восторг, естественно, выразила самая восприимчивая часть аудитории - девушки.

- В Мурманске мы впервые. Узнали о фестивале, организованном в память о Чернобыльской катастрофе, и решили откликнуться на предложение организаторов... - поясняет Бьёрте, а затем признается: - Не думал, что в России нас примут с таким успехом. То, как зал отреагировал на наше выступление, превзошло ожидания. Музыка для нас - это картина, рисуя которую пытаемся найти ответы на диктуемые жизнью вопросы.

Любопытно, что среди иноземных команд оказалось немало девичьих коллективов. Шведский «Traffic Jams», норвежский «FistImpression» и немецкий «GreenGrandma» стали подлинным украшением фестиваля. В два последних, правда, затесались по одному парню, но сильному полу там были отведены отнюдь не ведущие роли. Немки, кстати, позабыли дома инструменты, но мурманское рок-братство проявило истинное гостеприимство: вошло в положение девчат, любезно одолжив им гитары, - выручили музыканты «МПП» и «Цейтнота».

- Праздник молодости удался, - подвел итог Павел Буч. - Благодаря ярким выступлениям всех без исключения групп энергетического заряда хватило на то, чтобы выдержать бешеный темп двухдневного марш-броска.

Фото: Аристов Игорь
Игорь АРИСТОВ