В зале литературы и искусства областной научной библиотеки за стеклянными витринами расположились какие-то фигурки. Издалека они казались обычными куклами и мягкими игрушками. Но, подойдя ближе, можно было рассмотреть, что у этих изваяний нет лиц, и сделаны они отнюдь не из ткани или фарфора. Все сваляны из войлока - обычной натуральной шерсти.

Здесь, на четвертом этаже библиотеки, прошла выставка войлочных скульптур Татьяны Гомбаш «Цветные понедельники».

- Я решила назвать экспозицию именно так, потому что понедельник - день тяжелый, у всех ассоциируется с серостью будней, - рассказала Татьяна. - И захотела, чтобы мои работы запомнились как что-то яркое и необычное. Точно так, если бы понедельник был не скучным началом недели, а веселым событием.

Кукольница родилась в Донецкой области, в 2001 году переехала в заполярную столицу. Работала дизайнером по текстилю и методистом в Мурманском центре ремесел. На мастер-классах не специализируется, но в городах, где организуют ее экспозиции, все же проводит небольшие познавательные уроки, как сама признается, для души. Окончила она и авторские курсы кукольного искусства немецкого мастера Ольги Рель в Москве. Побывала на многих фестивалях, творческих встречах и выставках в разных городах России и зарубежья. В 2009-м в норвежском Гамвике в рамках фестиваля культуры оформила зал в морском стиле. А в 2010-м участвовала в международной выставке «Cold Sun» в норвежском же Кьеллефьорде.

Сейчас Татьяна - член Международного объединения авторов кукол, и не единожды публиковалась со своими мастер-классами в журналах «Кукольный мастер» и «Сделай сам».

Войлочным валянием молодая скульптор занимается уже более пяти лет. Шерсть привозит из разных уголков нашей страны, Болгарии, Норвегии, республики Башкортостан и многих других. Покупает и уже окрашенный материал, и обычный, только что состриженный с овцы.

Лично мне сразу попались на глаза замечательные разноцветные бусы, браслеты, шарфы и сумки. Причем последние без единого шва.

- Я сама проверяла, выдержат ли они большой вес, - поделилась Татьяна. - Купила два кило картошки и понесла в ней. Сумка справилась. Шарфы сделаны в технике тонкого валяния из шерсти мериноса, чтобы не было ощущения колючести.

Чехлы для очков и косметички выполнены методом мокрого валяния - с добавлением в материал горячей воды и мыла. Причем шерстинки приходится вваливать по одной, чтобы получился красивый радужный и расплывчатый рисунок - будто акварелью. Этому способу Татьяна научилась в Башкортостане.

- В сложной технике выполнены сумки «Гранат» и «Груша», - продолжила собеседница. - Тут я использовала многослойное валяние. Шерсть складывается слоями, если нужно, то разных цветов, валяется, а потом разрезается, и получается объемный рисунок, типа 3D.

Кроме этого на выставке были представлены необычные браслеты с камнями внутри. Каменья оказались не драгоценными. Например, один из них Татьяна нашла в Бергене, другой - в Финнмарке.

- Что же вдохновляет создавать такие необыкновенные и стильные вещи?

- Повлияли на мои работы те места, где побывала, - объяснила скульптор. - Русалок, допустим, навеяла Норвегия, когда я находилась на побережье моря. Оттуда появились и рыбы, животные.

Одна из работ - скульптуры женщин под названием «Сплетницы».

- Почему у них нет лиц?

- Потому что все эти животные и куклы представляют собой арт-объекты. Если в течение тринадцати лет я делала обычные пластиковые куклы, то нынче мое творчество определяют фантазия и оригинальность. Человек сам может вдохнуть в такой объект душу, представить что-то свое, а не смотреть на готовое. Так же и с ежиками (на одном из стеллажей парочка этих животных отдыхала, прижавшись к друг другу бочками. - Авт.). Если человек захочет приделать им глазки и носик - пожалуйста. Но такого еще не было. Тем мои фигуры и необычны.

Несколько кукол скульптор сваляла для серии «Скандинавские женщины». Правда, почти всех их разобрали. Остались лишь три кумушки. Отсюда и пришло на ум такое название - «Сплетницы».

Еще одна красивая фигурка - лошадь в желтых цветах с черным шариком-носиком.

- Раньше она имела друга под названием «Конь в красных яблоках», - улыбнулась Татьяна. - Но его купили, тогда я сделала еще одного, и того увели. И вот лошадка осталась одна, но я подселила к ней ежиков, чтобы скучно не было.

Интересно, что одни фигурки из жесткого войлока, другие - средней жесткости, а третьи так вообще - мягкие, как шелк.

- Шерсть ведь разная, - пояснила кукольница. - Козий пух, сливер, шерсть тибетского яка, мериноса, верблюжья шерсть, альпака, лама, ангорка. Некоторые из них очень дорогие, к примеру, козий пух.

Кстати, во многих арт-объектах используется также текстиль: органза, нити мулине, кружева, шелк и другие ткани. Допустим, чтобы сделать красивую брошь в виде цветка, Татьяна вваливает шерсть прямо в шелк. Тогда лепестки становятся прямо как настоящие: разные по форме, волнистые и «пупырчатые». Но это очень тонкая работа и занимает много времени.

Кроме украшений и вещей из шерсти можно валять варежки, они тоже были представлены на выставке.

- Мои рукавички очень теплые и практически не колючие, - поделилась мастерица. - Зимой сама такие ношу, и пальцы не мерзнут. Естественно, чем толще валяние, тем теплее рукам.

Среди скульптур взгляд более всего притягивали деревья - яблоня и груша, издалека напоминающие погремушки. На стволе вместо кроны сделан круг, а в нем висит один-единственный фрукт. Между деревьями пасется стадо оленей, конечно, в уменьшенном масштабе.

- Хотелось отойти от реализма, ведь наша северная природа довольно скучна весной и зимой. А вот красное яблоко и желтая груша на сером неприметном деревце как будто напоминают нам о сказке или чуде.

Фото: Ещенко С. П.
В Мурманске прошла выставка войлочных скульптур.
Фото: Ещенко С. П.
В Мурманске прошла выставка войлочных скульптур.
Наталья РОМАНОВА