«Как создать сиквел? Возьмите первоисточник и сделайте его хуже!» - увы, это саркастическое высказывание в 99 процентах случаев оказывается провидческим. Исключений - немного. Одно из них - трилогия «История игрушек» кинокомпании «Пиксар» и ее отца-основателя, великого режиссера-аниматора Джона Лэссетера. Именно тандем «Пиксар» - Лэссетер ответственен за другой мультфильм-продолжение, «Тачки-2», демонстрация которого начинается в мурманских кинотеатрах.

По словам Лэссетера, идея сюжета родилась во время кругосветного тура по случаю премьерных показов первой части картины. Путешествие по разным странам и континентам его так впечатлило, что он подумал - а почему бы и героям «Тачек» не совершить такое же странствие? В итоге родился сценарий о грандиозном вояже главных персонажей в Англию, Германию, Италию, Францию и Японию для участия в крупнейших автогонках мира.

Дежурное блюдо всех рунетовских форумов на киношные темы - жалобы на дубляж и перевод. Что касается озвучивания, то здесь имена Дмитрия Харатьяна, Леонида Каневского, Жанны Фриске, Сергея Кузнецова, Леонида Ярмольника, Сергея Дьячкова, а также примкнувшего к ним Виталия Петрова (говорящего и в англоязычном, и в русскоязычном варианте… за самого себя, первого русского гонщика «Формулы 1») в дополнительных рекомендациях не нуждаются. Что же до перевода, думаю, хоть один недовольный человек всегда найдется. Во всяком случае, фильму не дали название, например, «Смертельные гонки на выживание». Перевели практически один в один: «Cars 2» - «Тачки-2»!

Меньше повезло другим новинкам киноэкрана. В одном случае «Подружек невесты» решили назвать «Девичник в Вегасе», в другом - «Берк и Хэйр» стало даже не «Души и Беги» (фамилии главных героев переводятся именно так), а… «Руки-ноги за любовь»!

Впрочем, что касается «Девичника в Вегасе», тут, по сути, все оправданно. Во-первых, в фильме есть девичник. Во-вторых, о творческих параллелях с нашумевшим «Мальчишником в Вегасе» (в оригинале - «Похмелье») свидетельствует следующий отзыв из газеты «Чикаго Сан Таймс»: «Подружки невесты» наглядно демонстрируют, что женщины вполне могут тягаться с мужчинами в вульгарности, сексуальной откровенности, похотливости, нестабильности и склонности к алкоголизму». Но в основном комедию рецензенты хвалят: «Если это кино только для девушек, то считайте меня девушкой» (Джо Моргенстерн, «Уолл-Стрит Джорнэл»).

Необычно проходили съемки фильма. Продюсер, известный американский комедиограф Джадд Апатоу («Сорокалетний девственник», «Немножко беременна») учел, что съемочная группа специфическая. У всех - колоссальный опыт работы на ТВ (актерский ансамбль почти в полном составе пришел из легендарного комик-шоу «Прямой эфир в субботу вечером»), а кинематографического - кот наплакал. Поэтому создавали «Девичник в Вегасе» в значительной степени на основе импровизации. Так родились многие шутки и эпизоды картины.

Самый популярный американский комедиограф 80-х годов Джон Лэндис («Охотники за привидениями», «Братья Блюз», «Поменяться местами») начинал как постановщик хорроров. Сейчас Лэндиса оттеснили в сторону «молодые волки» (тот же Апатоу). Но голливудский ветеран уходить на пенсию не стал и после 12-летнего перерыва вернулся к режиссуре с помощью «черной» комедии «Руки-ноги за любовь».

Задумка фильма экстравагантна - то же самое, что снимать веселый фарс о «подвигах» Джека Потрошителя. Сюжет основан на реальных событиях, серии убийств в Эдинбурге в 20-е годы XIX века, совершенных «похитителями трупов» Берком и Хэйром ради последующей продажи тел врачам для изучения анатомии. Кинематограф уже обращался к этой теме - лучшей считается «Доктор и дьяволы» 1985 года с Тимоти Далтоном и Джонатаном Прайсом.

Но у Лэндиса свое творческое видение истории, в чем он не одинок. Сценарий заинтересовал таких звезд английского кино, как Саймон Пегг («Типа крутые легавые», «Зомби по имени Шон»), Айла Фишер («Шопоголик», «Незваные гости»), а также лучший Горлум всех времен и народов Энди Серкис и заслуженный Дракула мирового кино Кристофер Ли. В итоге они и обеспечили успех картины. Если отзывы прессы о режиссуре Лэндиса довольно разноречивы, то мастерство актерского ансамбля оценивают в превосходной степени. Еще раз оправдалось устоявшееся мнение - английские актеры плохо не играют!

Алексей ГУЛЯНИН