В Европу за 5000 рублей

Хотите побывать в Центральной Европе за 5 тысяч рублей? Пожалуйста! Только с выездом в автобусный тур в Прагу, Вену и Дрезден не из России, а изо Львова.

Во время отпуска на Украине зашли с женой в турфирму. Нас приятно удивили: оказалось, что стоимость поездки продолжительностью 5 суток одному человеку обойдется в 130 евро. Правда, потребовались дополнительные расходы на переезд до Львова. Но все познается в сравнении. Если стоимость билета от Москвы до Нижнего Новгорода (расстояние немногим более 400 километров) железнодорожным транспортом обходится почти в полторы тысячи рублей, то от Киева до Львова (расстояние более 500 километров) - в три раза дешевле! И еще сравнение: трехдневный тур в Финляндию из Мурманска стоит около 400 евро. Почувствуйте разницу.

В бывшей союзной республике

В программу тура входила экскурсия по Львову. До этого ни разу не был в этом старинном городе и был поражен его красотой. Здесь очень бережно относятся к памятникам старинной архитектуры. Собственно говоря, весь старый город представляет собой памятник.

За все время пребывания во Львове столкнуться с проявлениями национализма, неуважения к русским не довелось. Конечно же, меня, человека, воспитанного в советские годы, не могло не покоробить название улицы, носящей имя Степана Бандеры, установленный ему в центре города памятник. Во время Львовско-Сандомирской операции 3-я Гвардейская танковая армия генерала Павла Рыбалко спасла Львов от разрушения немцами. В советские годы именем Рыбалко была названа улица города и открыта в честь него мемориальная доска. После обретения Украиной независимости улица Рыбалко была переименована в улицу Симона Петлюры.

Наконец, не могла не поразить информация, полученная от гида: оказывается, во Львове накануне вхождения этого города вместе с Западной Украиной в состав СССР проживало, согласно переписи населения 1931 года: поляков 63,5%, евреев - 24,1%, украинцев - 7,8%. Наверное, не стоит жителям Западной Украины кичиться тем, что только они истинные носители украинской культуры, традиций и языка. Ведь возникает резонный вопрос о чистоте украинской нации в Западной Украине. О чем может идти речь, если население на протяжении столетий ассимилировалось литовцами, поляками, шведами, австрийцами, немцами, чехами, венграми, да и турецкие войска «погуляли» по Западной Украине, внеся в этот процесс свою лепту. Но с этим пусть разбираются сами жители Украины.

Львов согласно наиболее распространенной версии был основан в XIII веке русским князем Даниилом Галицким и назван в честь его сына Льва. Княжеский Львов был людным городом (здесь были колонии: немецкая, армянская, татарская) с многочисленными домами, которые сохранились до настоящего времени. И сегодня около 40 процентов населения города проживает в зданиях австрийской и польской постройки.

Сами львовяне с удовольствием вспоминают времена правления Австрии, когда городу было предоставлено общественное самоуправление, строились театры, учебные заведения, развивалась промышленность и культура. В 1998 году исторический центр города и собор Святого Юра были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Европейский лоск

Поездки на автобусе мне всегда нравились. Но одно дело - поездка на короткие расстояния, другое - на сотни километров. Усталость чувствуется.

Первым городом в туре была Прага. Собственного говоря, из этого города осуществлялись поездки и в Вену, и в Дрезден. Я немного слукавил, написав в начале, что автобусный тур обошелся в 130 евро. Действительно, он столько и стоит, но чтобы попасть в Вену, нужно заплатить еще по 50 евро с человека. Можно было бы все дни посвятить знакомству с Прагой, и тогда дополнительных затрат не потребовалось бы, но быть в паре сотен километров от Вены и не посетить столицу Австрии было бы непростительно. Экскурсии оплачиваются отдельно. Скажем, посещение Дрезденской картинной галереи обходится в 10 евро с человека.

Но вернемся к Праге. Этот город превратился в настоящую Мекку для туристов, выйдя на шестое место в Европе по числу посещений после Лондона, Парижа, Рима, Мадрида и Берлина. От этого города, раскинувшегося на берегах Влтавы, остались действительно незабываемые впечатления.

На сегодняшний день Прага состоит из районов, которые долгое время считались отдельными городами: Старе Место, Нове Место, Градчаны, Мала Страна, Вышеград.

Резиденция президента Чехии находится в Пражском Граде. С 1158 года он является центром Чешского государства. Именно с Пражского Града и началась наша экскурсия по этому красивейшему городу Европы. У меня явно не хватит слов, чтобы описать все те соборы, дворцы и здания, которые довелось здесь увидеть. Каждое из них представляет собой произведение архитектурного искусства.

Непременный объект посещения туристов - Карлов Мост (один из 18 мостов над Влтавой) - произведение средневекового зодчества. Шедевром европейской готической архитектуры является собор Святого Вита. Стоит отметить, что 5 центральных исторических районов Праги в 1993 году были включены в число объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО как архитектурно-исторический заповедник. В этой связи нельзя не вспомнить о том, что Прага была спасена от разрушения фашистскими войсками Советской армией в мае 1945 года.

В свободное от экскурсий время мы пользовались городским транспортом, который включает в себя систему метрополитена, трамваев и автобусов. Для проезда достаточно купить за 26 крон талон - и можно 45 минут ездить на любом виде транспорта, пересаживаясь с одного на другой, естественно, сделав отметку в компостере. На талоне будет указано время начала поездки.

Добравшись на трамвае до берега Влтавы, мы воспользовались услугами прогулочного судна и за 25 евро смогли в течение двух с половиной часов осматривать город, проплывая вдоль его берегов. К слову, в эту сумму входит шведский стол с неограниченным сытным и вкусным питанием и рюмочка «Бехеровки», знаменитого чешского национального напитка.

В течение столетий Вена являлась городом-резиденцией Габсбургов, а во времена их правления соответственно и столицей Священной Римской империи германской нации, превратившись в культурный и политический центр Европы.

Старый город Вены и дворец Шенбрунн в декабре 2001 года были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно в Старом городе и проводилась основная часть экскурсии.

Непонятно, почему в экскурсионный маршрут не вошло посещение монумента солдатам Советской Армии, которые 13 апреля 1945 года освободили Вену от фашистских захватчиков. Не хочется думать, что это прихоть владельцев туристической компании, находящейся в Западной Украине.

Находясь в Вене, грешно было бы не попробовать местные колбаски, пиво и штрудель - национальное блюдо, очень вкусный яблочный пирог.

Интересно организована в Вене скорая медицинская помощь. Медицинские работники по улицам, заполненным туристами, передвигаются на юрких скутерах там, где автомобиль никогда не смог бы проехать.

Последним городом в этом автобусном туре был Дрезден - административный центр Саксонии на реке Эльбе. В немецкой литературе Дрезден получил название «Флоренция на Эльбе». За рубежом город широко известен своими памятниками архитектуры и Дрезденской картинной галереей старых мастеров. Именно здесь находится знаменитая картина Рафаэля «Сикстинская мадонна», «Спящая Венера» Джорджоне, «Динарий кесаря» Тициана. Представлены в галерее работы голландских и фламандских мастеров XVII века - Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта. Картины Дрезденской галереи в годы войны были вывезены в СССР, а в 1955-1956 годы возвращены. Естественно, наибольшее впечатление от поездки в Дрезден произвело посещение картинной галереи.

Прогуливаясь по улицам, любуясь архитектурными ансамблями, дворцами и соборами, трудно было представить, что 66 лет тому назад, в период с 13 по 14 февраля 1945 года, центр города был полностью разрушен в результате серии ударов английской и американской авиации. Тогда серьезно пострадал дрезденский замок-резиденция, дворцовый ансамбль Цвингер и Опера Земпера были практически разрушены. Восстановление исторического центра города заняло почти сорок лет.

В день нашего посещения Дрездена в городе проходил праздник велосипедистов, организованный местной газетой, в котором приняли участие тысячи почитателей двухколесного средства передвижения, причем многие прибыли на праздник семьями. А по его завершении состоялось массовое потребление пива и немецких колбасок, в чем мы не могли не оказать помощь немцам.

Фото: Банько Юрий
Прага. За образцы скульпторы взяли своих тещ.
Фото: Банько Юрий
Дрезден. Велосипедисты.
Фото: Банько Юрий
Вена. Медпомощь на скутерах.
Фото: Банько Юрий
Вена. Транспорт для туристов.
Юрий БАНЬКО