Безостановочное производство ремейков и сиквелов - то, за что голливудских кинематографистов ругают наиболее ожесточенно. Те за оправданиями не лезут в карман: любой сиквел/ремейк в среднем дает 60% сборов оригинала, так почему же не снять то, что люди просят? Конечно, с творческой стороны это плохо, но кино - увы! - давно уже из творчества превратилось в бизнес.

Но хватит о грустном - на этой неделе нас ждут исключения из правил. Обе ленты, о которых пойдет речь ниже, как раз относятся к категории сиквелов/ремейков, следовательно, съемки их, с точки зрения правоверного киномана, дело плохое. Но за это «плохое» создателей этих лент нужно похвалить. Парадокс? Да, но не в случае с «Конаном-варваром» и «Детьми шпионов 4»!

В СССР «Конан-варвар» считался одной из самых одиозных американских картин наряду с «Рэмбо-2» и «Красным рассветом». В тюрьму за него не сажали (как за «Эммануэль»), но определенные неприятности заработать можно было легко. Впоследствии, однако, взгляд на картину изменился. Дело тут было не только в изменившейся политической ситуации и даже не в художественных достоинствах фильма. С конца 80-х в нашей стране стали активно переводить зарубежную фантастику и фэнтези. Переведенными оказались и сочинения «отца» Конана-варвара Роберта Говарда, и других авторов «конановского» цикла. Среди последних оказались и известные писатели: Лайонел Спрэг Де Камп, Роберт Джордан, Пол Андерсон. Прояснился, наконец, культурный контекст фильма, оказавшегося не кантовской «вещью в себе», а частью целой культурной вселенной.

При постановке ремейка хороший тон - пригласить звезд фильма-первоисточника на второплановые роли. Однако ни Арнольд Шварценеггер, ни Джеймс Эрл Джонс, ни Макс фон Зюдов в новом «Конане…» никоим образом не засветились. Вообще, эта картина снималась на мизерную для современного блокбастера сумму в 90 млн. долларов. В такой бюджет удалось уложиться за счет эксцентричного решения проблем натуры и кастинга. На главные роли в «Конан-варвар» не взяли ни одной кинозвезды. Так, на роль главного злодея рассматривалась кандидатура Микки Рурка, но вместо него взяли Стивена Лэнга, успешно «позлодействовавшего» в «Аватаре», но до статуса знаменитости еще не доросшего. В главной мужской роли - Джейсон Момоа - актер без серьезной кинорепутации, но с огромной телевизионной славой благодаря роли в культовом сериале «Игра престолов» (там он тоже играл харизматичного вождя варваров). В главных женских ролях - Рейчел Николс и Роз Макгоуэн, про которых все помнят только то, что они хорошие актрисы. И лишь на заднем плане в роли отца Конана мелькнет Хеллбой - Рон Перлман.

Натуру же не стали строить с нуля механическим или компьютерным способом, а отправились за ней в Восточную Европу. Все голливудские рыцарские картины обычно снимаются в Чехии; за варварством отправились в Болгарию. Массовку тоже набрали из болгар (благо все варвары были известны еще и своим незнанием языков), сэкономив и на этом энную сумму денег. Продюсеры как чувствовали, что деньги понадобятся: уже после окончания съемок, в процессе монтажа, было решено несколько сцен переснять, и съемочная группа опять поехала в Болгарию.

По формальным признакам новый «Конан-варвар» - ремейк старого. Однако поскольку вселенная Конана различными авторами разработана детальнейшим образом, ссылки в титрах на создателей прежней ленты отсутствуют. «Мы возвращаемся к мифологическому Конану, тому, который описан в рассказах Роберта Говарда» - объяснял режиссер Маркус Ниспел. Конан-варвар Шварценеггера в промежутках между головорубством цитировал Ницше; Конан-варвар Момоа не обременяет себя философией и просто смачно рубит в фарш своих врагов. Постановщик «Техасской резни бензопилой» Ниспел не упустил возможности показать на экране варварство как оно есть. В отместку «Конана-варвара» МПАА наградило суровым рейтингом R.

Выше уже отмечалось - в Голливуде продолжения снимают только ради денег. Киносериал «Дети шпионов» появился на свет… просто так! На досуге режиссер Роберт Родригес быстро накропал сценарий, во время простоя раздобыл под него деньги (30 млн. долларов - сущий мизер по голливудским меркам) и снял первую часть, которая легко отбилась в прокате и принесла большую прибыль. По такой же схеме, между очередными «Грайнд-хаусами» и «Мачете», на свет появились второй, третий, сейчас - четвертый фильмы. Третья лента была первым 3Д-фильмом, вышедшим в широкий прокат. «Дети шпионов 4» сняты Родригесом, по его словам, в 4Д! Что это значит? При просмотре фильма надо будет со специальной бумажки стирать защитный слой и вдыхать запах, чтобы ощутить «аромат фильма». (Нужен ли вообще в кино запах - это другой вопрос.)

Сам сюжет новых «Детей шпионов» столь же прост, что и у предыдущих серий. Опять злодей вселенского масштаба, опять вовлеченные в его интриги школяры (не те, что в предыдущих лентах - те уже слишком повзрослели). Прелесть этой картины в другом. Оказывается, и в XXI веке можно без фирменного диснеевского сюсюканья снимать фильмы без возрастных ограничений, фактически - из любви к киноискусству, и показывать их по всему миру.

Алексей ГУЛЯНИН