«Нельзя войти в одну и ту же реку дважды - в ней все время другая вода» - говаривал двадцать пять столетий назад греческий философ Гераклит, прозванный за двусмысленность своих высказываний Темным. Немного переиначим его слова, и… « - в ней все время другая акула!».

Действительно, фильм «Челюсти 3D» ни к морским акулам (действие происходит на озере), ни к легендарному киносериалу (оригинальное название - «Акулья ночь») никакого отношения не имеет. Однако хоть акула здесь и пресноводная, но от этого не менее кровожадная. Спасибо мастеру спецэффектов Уолту Конти, работавшему на «Глубоком синем море» и «Анаконде». Разумеется, режиссер Дэвид Р. Эллис («Пункт назначения 2, 4») тоже постарался нагнать в картину ужаса. Известной перчинки добавляет актуальность тематики. Про египетскую акулу-людоеда успели позабыть - дальневосточная свою жертву нашла совсем недавно!

Смотреть «Челюсти 3D» у нас на Севере особенно приятно и потому, что отпускной сезон еще не закончился. Пусть у нас холодно и льют дожди, зато в отличие от всевозможных шарм-эль-шейхов акулы на людей не нападают.

Вообще, многие любители фильмов ужасов готовы простить их создателям не только одну и ту же реку, но и одну и ту же воду. Главное, чтобы это была не вода, а кровь! Наоборот, останавливающие свой выбор на комедиях гораздо требовательнее. Увы, комедия «Хочу как ты» скроена по старому как мир лекалу. Два приятеля, холостяк и донжуан Митч и примерный семьянин Дейв завидуют друг другу по-черному. И вот однажды, когда Митч раскрыл душу Дейву, а Дейв - Митчу, случилось чудо: Митч стал Дейвом, а Дейв - правильно, Митчем. Вы все это видели в «Чумовой пятнице» например? Но в «Чумовой пятнице» (как и в других фильмах с аналогичным сюжетом) не было Райана Рейнольдса («Зеленый фонарь») и Джейсона Бейтмана («Несносные боссы») в главных ролях, сценарий к ним не писали авторы «Мальчишника в Лас-Вегасе» Джон Лукас и Скотт Мур, а режиссурой не занимался постановщик «Незваных гостей» Дэвид Добкин. Для любителей юмора определенного сорта музыкой прозвучит следующий отрицательный отзыв о фильме - он «хвастает рейтингом R с самодовольством пацана, который раскопал на помойке порножурнал». Столь суровое ограничение связано еще и с очаровательно раздетой в некоторых сценах исполнительницей главной женской роли Оливией Уайлд («Ковбои против пришельцев»).

«Нельзя войти дважды в одну и ту же реку - какая чушь! А как же ремейки?» - мог бы воскликнуть средний американский продюсер. Действительно, в Голливуде опровергнуть Гераклита пытаются с упорством Сизифа. И сейчас мы можем похвастать, что и россияне тоже внесли в этот труд свой небольшой вклад. Небезызвестный Тимур Бекмамбетов спродюсировал, быть может, первый в истории ремейк фильма в жанре mocku-mentary. Вы не знаете, что такое mocku-mentary? Посмотрев «Аполлон 18», вы это узнаете - как и то, почему на Луну уже много лет не посылают космонавтов.

Первый mockumentary по этим мотивам - «Первые на Луне» - снял шесть лет назад Алексей Федорченко якобы на основе рассекреченных документов и киноматериалов про советский полет в космос в 1939 году. (Некоторые этому верят до сих пор.) Год назад Тимур Бекмамбетов, снимая к юбилею полета Гагарина 3D-фильм «Русский космос», будто бы наткнулся на другие секретные пленки о другом советском полете на Луну, про которые в Роскосмосе уже давно забыли. Они по его вроде бы вполне серьезным словам и стали основой для «Аполлона 18».

С другой стороны, «Аполлон 18» стал этапным и для отечественного проката. Можно понять по отдельности, почему не показывали «Первые на Луне» или «Бората…», или даже потрясающие фильмы Майкла Мура, такие как «Боулинг для Коломбины» или «Фаренгейт 9/11». Но почему в стране, занимающей по прокатным сборам 4 место в мире, упорно игнорируется целый жанр киноискусства, объяснить трудновато. Так что с первой ласточкой нас, господа кинолюбители!

Что же до философской гераклитовской реки, с которой я начал свой обзор, то позволю себе еще одну перефразировку: «Неважно, какая это река, главное, чтобы в ней текла чистая вода».

Алексей ГУЛЯНИН