Именно эта знаменитая фраза Алисы в Стране чудес приходит на ум после новых фильмов текущей недели. Действительно, если самой реалистичной оказывается «Коломбиана» - боевик о киллерше-мстительнице от Люка Бессона, впору пойти искать Чеширского Кота и спросить его: «Почему здесь все не в своем уме?» Но давайте обо всем по порядку.

«2 дня» - романтическая трагикомедия Авдотьи Смирновой («Связь») о специфических методах борьбы за общенародное достояние, используемых прелестными научными сотрудниками провинциальных музеев в борьбе с хищными столичными бюрократами. Научный сотрудник (зам. по науке директора музея) Мария Ильинична - Ксения Раппопорт, хищный столичный бюрократ Петр Дроздов - вездесущий Федор Бондарчук. Смирнова написала сценарий специально под них по просьбе Бондарчука, ставшего также продюсером этого фильма.

Как и во всяком ромкоме, реализм «2 дней» чисто внешний - в жизни таких героев (попробуйте произнести вслух: «Романтический московский чиновник!») вы едва ли найдете. Но ромком как жанр реализма и не требует. Что же касается иных составляющих фильма, то о них красноречиво свидетельствует приз зрительских симпатий «Золотая ладья» на выборгском кинофестивале «Окно в Европу».

При упоминании «2 дней» сразу вспоминается классическая лента Романа Балаяна «Храни меня, мой талисман». Параллели достаточно очевидны, однако режиссер, она же автор сценария, о них не обмолвилась. Что ж, случается, - сюжет новеллы «Человек из Голливуда» киноальманаха «Четыре комнаты» был позаимствован у Роалда Дала, но попробуйте найдите имя Дала в титрах фильма!

В этом отношении подход создателей комедии «Беременный» проще и циничнее. Вопрос: «А как же «Джуниор»? Ответ: «Есть американская продукция с Арнольдом Шварценеггером, но это их опыт и совершенно другая история» (Дмитрий Дюжев, исполнитель главной роли), или «Я уверен, что 9 из 10 человек, которые заранее начнут ругать нашу картину, уже и не помнят, о чем фильм «Джуниор» (Георгий Малков, продюсер), или даже «Идея сценария «Беременного» принадлежит мне» (Сарик Андреасян, режиссер). Перефразируя Вовочку: «И эти люди запрещают мне пользоваться пиратским софтом».

О «Беременном» красноречиво говорит его актерский состав - Дмитрий Дюжев, Михаил Галустян, Вилле Хаапасало, Анна Седокова, Светлана Ходченкова - и то, что режиссирует эту ленту Сарик Андреасян («Служебный роман. Новое поколение»). Типичная средняя российская комедия - вспомните любую картину последних лет с Екатериной Вилковой. Самый весомый плюс фильма - Дмитрий Дюжев. По своему амплуа и для такого жанра, и для таких ролей он подходит идеально.

А для жанра хоррор-фэнтези лучшей кандидатуры, чем Гильермо Дель Торо («Хеллбой», «Лабиринт фавна»), в современном кино не сыскать. Поэтому в том, что его имя значится в титрах фильма ужасов «Не бойся темноты» (о том, кто же пугает детей, когда мамы выключают свет), нет ничего странного. К сожалению для его поклонников, Дель Торо ограничился функциями сценариста и продюсера, режиссером стал новичок большого кино Трой Никси.

«Не бойся темноты» - ремейк одноименного канадского телефильма 1973 года. Со временем картина широко разошлась на DVD и постепенно приобрела огромное количество поклонников. По словам Никси: «Почти все мои знакомые в возрасте от сорока до пятидесяти, видевшие оригинальную картину, говорят: «Да-а, в детстве это кино жутко напугало меня!» - и сразу добавляют: «Ты смотри не запори ремейк-то!».

Если судить по сборам (касса в полтора раза превысила бюджет, впрочем, весьма небольшой), по наличию звезд (Гай Пирс и Кэти Холмс - в ленте-первоисточнике звезд не было вовсе) и прокатному рейтингу (R - «за насилие и ужас»), Дель Торо и Никси ремейк не запороли. Однако критики оказались к картине далеко не так благосклонны. Наряду со словами «этот фильм - самый страшный фильм года» встречались и «затянуто и в основном не страшно, а когда страшно, то не очень».

Деятели искусств часто жалуются на критиков и советуют на их рецензии внимания не обращать. Но что получится, если следовать этому совету? Получится известный французский продюсер Люк Бессон, чей новый проект «Коломбиана» выходит на этой неделе. Когда-то Люк Бессон обращал внимание на то, что про него говорят и пишут. Тогда он был знаменит по «Голубой бездне», «Никите», «Леону», и если бы и снял что-то вроде «Коломбианы», то как режиссер и под названием «Леон-2: Матильда».

Однако сейчас Бессон - кинобизнесмен, выпекающий под своей маркой похожие как близнецы экшены с французской перчинкой: «Такси-1 - 4», «Васаби», «Поцелуй дракона», «13 район», «Перевозчик-1 - 3». Вы смотрели хоть один из них? «Коломбиана» то же самое. Не смотрели ни один? Вспомните «Убить Билла». Будем справедливы - в «Коломбиане» есть Зои Салдана («Пираты Карибского моря-4») в главной роли, которую после фильма единодушно называют звездой боевиков будущего, Майкл Вартан («Если свекровь - монстр») и прекрасные трюковые сцены. Во всем остальном - типичный «Люк Бессон представляет».

Вас огорчил мой обзор? Вернемся к его началу и вспомним, чем на самом деле была Страна чудес Алисы.

Алексей ГУЛЯНИН.