Есть такая легенда. В конце 40-х годов прошлого века один англичанин отправил письмо Сергею Эйзенштейну, в котором предложил ему высказать мнение по ряду вопросов киноискусства. То ли послание не дошло до Эйзенштейна, то ли он не счел возможным вести переписку с иностранцем в не самый удачный для себя период жизни (как раз тогда на полку положили вторую серию «Ивана Грозного»), но ответа англичанин так и не получил. Однако нет худа без добра. В ожидании письма Сэмюэл Беккет (это был именно он) создал пьесу «В ожидании Годо», пожалуй, одно из лучших произведений драматургии ХХ века.

В кинематографе такие ситуации встречаются постоянно. Я не имею в виду неудачные попытки завязать переписку со знаменитостями. А когда перед выходом всем интересного блокбастера в прокате появляется иной фильм, но того же режиссера, с той же звездой или той же тематики. Это позволяет узнать творческую форму создателей будущей картины, взглянуть на аналогичный сюжет с другой стороны, ну и просто приятно провести время в ожидании «настоящего Годо».

Таким Годо для 3D картины «Мушкетеры» станет долгожданное 3D-продолжение популярной франшизы «Обитель зла». Съемки пятой серии (с подзаголовком «Возмездие») начнутся буквально со дня на день и будут проходить, в том числе в Москве. Главную роль, как и ранее, играет Мила Йовович, режиссер, как и у предыдущих лент, ее муж Пол У. С. Андерсон, толпы зомби-байкеров с оружием в руках («Такого не было еще ни в одной картине!» - гордо заявляет Андерсон) прилагаются. Ну а до появления фильма «Обитель зла-5» в прокате посмотрим снятую Полом У. С. Андерсоном с Йовович в роли миледи экранизацию Александра Дюма.

Итак, что же ждет нас в «Мушкетерах»? Первое - это сюжет. Как ни странно, здесь он в целом держится романа. Странно - потому что сам фильм снят в стиле паропанк, с невиданными в XVII веке дирижаблями, картечницами Гатлинга, лазерной сигнализацией (!) и драками на китайский манер.

Оглядка на Дюма проявилась и в кастинге. Так, роль д,Артаньяна того же возраста, что и в романе, исполнил известный по «Перси Джексону…» 19-летний Логан Лерман. Много похвал вызвали отрицательные герои - герцог Бэкингем (Орландо Блум, по словам которого, «плохих парней играть интересней, чем хороших»), Рошфор (Мадс Миккельсен - «Битва титанов»), великий и ужасный Кристоф Вальц в роли великого и ужасного кардинала Ришелье. Претензии были разве что к миледи Милы Йовович. Однако, судя по отзывам, это связано опять-таки с необычной трактовкой образа главной злодейки романа. Забудьте о Маргарите Тереховой, выкиньте из головы школьные познания об истории Франции, возьмите в расчет стилистику фильма, и миледи «а ля агент Смит» вам станет гораздо ближе.

Боевые сцены - конек Андерсона. «Солдат» (рукопашная Курта Рассела и Джейсона Скотта Ли), «Обитель зла» (Элис против зомби-ротвейлеров) - в конце концов, культовая «Смертельная битва». Не изменил режиссер себе и в «Мушкетерах». Судя по всему, нас ждет настоящий праздник боевых искусств смешанной евроазиатской стилистики. Правда, за экшном как-то ушла в сторону лирико-философская часть романа. Это, конечно, не есть хорошо. Но вспомните свое первое прочтение Дюма и признайтесь честно: разве не пропускали скучные страницы с описанием мушкетерского быта, чтобы быстрее добраться до приключений?

Одним из самых громких событий зимы уходящего года обещает стать фильм Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой». Очень сложный с технической точки зрения (только на грим главного персонажа ушло 1,5 миллиона долларов), соответственно, очень дорогой для отечественного кино и крайне рискованный проект. Буслову предстоит чрезвычайно трудная задача доказать, что авансы, раздававшиеся ему критикой после блистательного «Бумера», вполне заслуженны.

Ну а в ожидании «Высоцкого…» мы сможем оценить творческий потенциал Буслова-старшего, Константина. Его криминальная комедия «Бабло» на «Кинотавре» получила награду как лучший дебют и сейчас выходит в российский прокат. Параллели с дебютным фильмом его брата напрашиваются сразу: неодушевленные предметы как главные действующие лица, «БМВ» и Бабло - сумка с миллионом евро. Но если одна лента была трагедией, то в другой царит ирония. Бабло как будто говорит героям: «Ну вот, ты заполучил меня. И что будешь теперь со мной делать?».

Из известных актеров в фильме заняты Мария Берсенева («Маргоша») и Роман Мадянов, остальные же пришли из эпизодов телесериалов или театров. Буслов, кстати, сделал это специально. И действительно, такой подход к кастингу не раз оказывался очень эффективным: вспомним «Брата» Балабанова, «Особенности национальной охоты» Рогожкина или тот же «Бумер».

И напоследок - если у «Мушкетеров» рейтинг достаточно мягкий (PG-13), то играющая в «Бабле» проститутку Берсенева обнажается не раз и со вкусом. А потому для семейного просмотра, наверное, это не самый подходящий фильм.

Алексей ГУЛЯНИН