Наконец мы можем увидеть фильм, который, безотносительно к его успеху или неуспеху, станет не только одной из самых громких и обсуждаемых российских лент года, но вместе с тем и этапным для развития отечественного кинематографа. На экраны вышел «Высоцкий. Спасибо, что живой».

Чем интересна эта картина с точки зрения киноискусства? «Высоцкий…» - первая лента о реальном герое послевоенной эпохи. Странно, но факт: хотя история нашей страны в то время буквально изобиловала исключительными личностями, кинематограф почему-то обходил их стороной. Быть может, в этом и заключался кризис эпохи - из «самого массового искусства» ушел герой. Дозволялся лишь героизм - военный, но не повседневный, заключающийся в том, чтобы просто иметь смелость выйти из ряда вон, выехать из общей колеи. Так было в 70-е годы, когда отовсюду раздавалось рефреном: «У нас незаменимых нет», так есть и сейчас.

А потому «Высоцкий. Спасибо, что живой» - радостное свидетельство перемен в нашей культуре, знак того, что в нее наконец-то вернулся герой мирного времени, великий поэт, музыкант и актер, человек, умевшим быть абсолютно свободным в несвободной стране.

Петр Буслов, режиссер фильма, сказал в одном из интервью, что во время съемок у него создалось ощущение, что с каждым снятым метром пленки они проламываются сквозь какую-то стену. И трудностей действительно хватало.

По графику на натуре в Средней Азии было намечено работать в октябре, а павильонные съемки проводить в Москве летом. Предполагалось, что это позволит наиболее рационально использовать время, причем не утомляя киногруппу жарой. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. В Москве градусники зашкаливало, да так, что температура в павильоне доходила до плюс 75! Можно себе представить, как тяжко приходилось анониму, сыгравшему Высоцкого (его имя продюсеры так и не раскрыли), в такой парной, да еще под слоем грима… Приехали в Среднюю Азию - а там оказалось на удивление прохладно: на вечерних съемках режиссер кутался в халат, актеры же в тонких рубашках-безрукавках отрабатывали дубли (по сценарию - жаркое узбекское лето!).

Стремление скрупулезно воссоздать эпоху привело к тому, что ташкентские сцены частично снимались… в Бресте. Только там, на территории бывшего СССР сохранился настоящий советский аэропорт. Очень повезло создателям фильма с Ан-12, печально знаменитым «черным тюльпаном»: удалось заснять все сцены с его участием прямо перед тем, как эти самолеты вывели из эксплуатации. А вот чтобы знаменитый «Мерседес» Высоцкого появился в кадре, пришлось проводить целое следствие. Сначала по фотографиям вычислили, какая это модель, после чего стали искать сохранившийся экземпляр этой серии по всему миру. Нужный нашелся в Восточной Германии.

Чрезвычайно интересным оказался проект и с точки зрения работы оператора. Было решено создавать ленту с использованием тех же технологий, которые применялись при съемках большинства фильмов в СССР. Это позволило бы придать картине максимальную достоверность, ведь для многих образ Высоцкого в первую очередь связан с его киноработами. Оказалось, что такая аппаратура в стране не производится. И опять пришлось искать, искать, искать чудом сохранившуюся советскую кинотехнику.

В картине прекрасный актерский состав - Сергей Шакуров, Оксана Акиньшина, Андрей Панин, Владимир Ильин, Иван Ургант, Владимир Меньшов, Сергей Безруков. Но, быть может, наибольшего признания заслуживает тот, кто сознательно отказался от указания своего имени в титрах - аноним, сыгравший Высоцкого.

Когда фильм на предпремьерном показе отсматривала специальная фокус-группа, одна из ее участниц долго не могла определиться со своими впечатлениями. В конце концов вынесла примерно такой вердикт: «Обычно в кино жизнь и смерть какие-то ненастоящие, а здесь - и то, и другое будто наяву».

А вот с оценкой другой новой ленты вышло гораздо проще. Действительно, что может быть легче характеристики полнометражного мультфильма для семейного просмотра, особенно если это - «Делай ноги-2»? Провалиться в этом жанровом сегменте так же трудно, как и снять шедевр. Первая лента в свое время совершила выдающийся подвиг, сумев обойти в «оскаровской гонке» пиксаровские «Тачки». Второму фильму, судя по отзывам критиков, такое вряд ли грозит. Впрочем, юные зрители - фанаты пингвинов - едва ли окажутся разочарованными!

Алексей ГУЛЯНИН