Так уж повелось, но под Новый год коллективный интеллект посетителей российских кинотеатров усредняется до детского уровня. Нельзя из этого делать вывод, что, мол, в это время в кино ходят одни глупцы (дети тоже бывают умными!), но вот сами фильмы зачастую становятся похожи на праздничные утренники или в лучшем случае на ТЮЗовские спектакли. Что ни хорошо и ни плохо - просто так есть, и это - нужно принять как данность. В какой-то степени подобная особенность такая же наша традиция, как салат оливье и полусладкое советское шампанское на новогоднем столе: отнюдь не шедевры гастрономии, но без них никуда.

Прокатчики это прекрасно понимают, и потому на этой неделе нас ждет встреча не с вероятными номинантами на главные «Оскары» (в США их выпускают на экраны зачастую именно в декабре), а с лентами, создатели которых об этом призе даже и не думали.

Год назад на экранах России с большим успехом прошла лирическая комедия Тимура Бекмамбетова «Елки». По некоторым данным (впрочем, никем не подтвержденным), лента принесла ее продюсерам огромную прибыль - 20 миллионов долларов! Ободренный этим обстоятельством Бекмамбетов заявил, что через год страна увидит продолжение. И, как мы можем убедиться, слово свое сдержал.

Так же, как фильм-первоисточник, продолжение сделано в форме киноальманаха, причем ни одна из новелл не была снята Бекмамбетовым - он предпочел ограничиться ролью продюсера. Всего в «Елках-2» - шесть частей: «Аэродром», «Амнезия», «Ванна», «Дед Мороз», «Куранты и самолет» и «Ромео и Алена». Первоначально было снято аж восемь новелл, но две из них были вырезаны во время монтажа для удобства проката. Впрочем, они наверняка войдут в DVD-издание фильма. А вот отсутствие изначально предполагавшегося 3Д никакая самая полная версия нам не компенсирует.

Поскольку новеллы вторых «Елок» сняты разными режиссерами, то и уровень их достаточно различается. Но о достоинстве фильма можно судить по «Ромео и Алене», снятой Александром Коттом, где Сергей Безруков сыграл… нет, не генерала-романтика, не пророка-романтика, не поэта-романтика и даже не романтика с большой дороги, а, представьте, ксенофобствующего офицера полиции! Я допускаю, что, быть может, Бекмамбетов готовит Безрукова к съемкам в русской версии «Грязного Гарри» и в «Елках-2» у него генеральная репетиция. Понятно тогда, почему у его героя в фильме «евсюковское» звание майора. Но все же Безруков в такой роли, как мне кажется, - это нечто по ту сторону добра и зла.

С другой стороны, не нужно забывать - «Елки-2», пусть и грандиозный, но новогодний утренник. Мы будем ругать актрису, которая на таком действе играет, к примеру, Бабу-ягу, за дичайший переигрыш? Конечно же, нет. Так же могут переигрывать и звезды нового бекмамбетовского «оливье-блокбастера», а их здесь немало: помимо Безрукова - это Алексей Петренко, Вера Брежнева, Иван Ургант, Гоша Куценко, Ирина Алферова, Владимир Меньшов, Виктор Вержбицкий, Сергей Светлаков. Но в новогодней ленте такие недостатки зачастую волшебным образом превращаются в достоинства.

Вторая новинка этой недели - «Миссия невыполнима. Протокол-фантом», на первый взгляд является полной противоположностью вторым «Елкам». Действительно, где лирическая комедия - и где шпионский боевик? Но это - только на первый взгляд. После громкого успеха первой части киносериала франшиза превратилась не то что в любимый проект - в любимую игрушку Тома Круза, ничем не уступающую по увлекательности и функциональности, к примеру, радиоуправляемому вертолетику, с которым во что только не поиграешь! Вот Том Круз и играет - уже четвертый фильм подряд. Правда, на этот раз, по мнению создателей фильма, это будет не четвертая, а абсолютно самостоятельная лента, даром что в ней заняты помимо Круза еще и Винг Рэймс и Саймон Пегг, которых мы уже видели в предыдущих сериях.

Итак, Том Круз взялся за свой любимый вертолетик - извините, за «Миссию...», пригласил заодно мультипликатора Брэда Берда (дважды удостаивавшегося «Оскара» за «Суперсемейку» и «Рататуя») поиграть в режиссера кинопроекта стоимостью в 150 миллионов долларов (кстати, это дебют Берда в художественном кино) и полетел… бомбить Кремль!

В общем, златоглавой в «Протоколе…» достанется. Итан Хант опять доказывает свою невиновность, за ним гоняются спецслужбы всего мира - в том числе и родимая ФСБ в лице Анатолия Сидорова - Владимира Машкова. Плюс трюки: гонки по пустыне и лазание по самому высокому небоскребу в мире, стрельба, боевая хореография и прочие спецэффекты на полтораста миллионов зеленью. И попробуйте сказать мне, что все это не оливье!

Алексей ГУЛЯНИН