- Кто такой, в сущности, фотограф-пейзажист? Наблюдатель! Ведь пейзаж - это такая подвижная штука, которая меняется быстро и бесповоротно. Вроде присмотрел хороший участок, вроде пристрелялся, а поленился сходить туда в нужный момент - вот ничего от твоей почти готовой картинки и не осталось… - говорит Вячеслав Смоленский, один из старейших заполярных фотографов.

Песня про зайцев

Это он о своем снимке с детским названием «Вышли зайки на полянку». Вкусный кадр, узнаваемо пахучий, как новогодний мандарин. Эти заснеженные елочки, вдруг ставшие похожими на зайцев, могли, конечно, и случайно подвернуться под объектив.

Но Вячеслав Александрович давно присмотрел этот участок на мысу, вдающемся в русло пограничной реки Паз близ поселка Раякоски на крайнем северо-западе Кольского полуострова. И фотоаппарат свой пристрелял здесь во все времена года.

- Понимаешь, в ноябре прошел обильный снегопад, а на утро при полном безветрии вдруг установилась ясная погода. Представляешь, последний, наверное, солнечный день перед полярной ночью, солнце низкое, тени длинные. Пойду, думаю, взгляну на свой фотоогород. А там - вот они, зайцы! Никогда за сорок лет не видел здесь такого сказочного совпадения условий для съемки, - рассуждает старый снайпер.

Снайпер - это не для красного словца. В былые годы Вячеслав Смоленский входил в сборную области по пулевой стрельбе, мастер спорта СССР. Но ровно 40 лет назад, в 1971 году, учитель физкультуры Смоленский вместе с женой Эмилией, учительницей английского языка, поменял столицу Заполярья на отдаленный населенный пункт. Раякоски - штабной поселок энергетиков каскада из пяти Пазских ГЭС на норвежско-финско-российской границе.

Школа здесь крохотная, но полная средняя. Во всех параллелях - всего лишь 24 ученика. В одиннадцатом классе - никого, в десятом - единственная ученица. Но зато в последние годы в Раякоски произошел демографический взрыв, и сегодня в школе аж пятеро первоклассников! И все эти сорок лет Смоленский по собственной охоте ведет школьный фотокружок.

Уходящая натура

«Зайки» работы Смоленского как нельзя кстати пришлись на областном фотоконкурсе «Новогодние фантазии», итоги которого только что подведены в областном Дворце культуры имени Кирова. Конкурс любительский, еще малораскрученный, проходил лишь во второй раз. Ну и сезонный, разумеется. Вынь да положь фотографии, которые хоть каким-то боком можно прислонить к новогодней тематике. Прислали 38 работ, большинство из которых откровенно ученические.

Зато жюри подобралось именитое. В Мурманске с его богатыми фототрадициями за этим дело не станет. Сергей Воронин, член Международной ассоциации фотохудожников АФИАП, Вячеслав Басов, член Союза фотохудожников России, и Эмилия Бабий, руководитель старейшей народной фотостудии «Мурманск». Все трое, не сговариваясь, сразу же ухватились за безымянные (таковы условия любого уважающего себя фотоконкурса) работы Вячеслава Смоленского и мончегорца Артема Коржукова.

Коржуковский снимок назван по-есенински «Белая береза под моим окном». Но в отличие от упомянутых «Заек на полянке» кадр смонтирован в фотошопе, что тоже допускалось условиями конкурса. Если в двух словах, то Артем Коржуков щелкнул оконную раму отдельно, а потом на компьютере вставил ее в зимний березовый пейзаж, сохранив морозные узоры на стекле.

- Я очень люблю фотографировать в старом деревянном микрорайоне Монча, среди почти деревенских пейзажей. Натура-то уходящая! Не за горами время, когда от этого мончегорского деревянного зодчества ничего не останется, - признается Артем.

Между прочим, за один из своих местнопатриотических пейзажей - вид Мончегорска в тумане - житель столицы заполярных металлургов уже отхватил золотую медаль VIII открытого фотоконкурса в далекой Казани. И вот теперь снова в призах.

Святочный рассказ

Ну и, наконец, о третьем призере, 19-летней мурманчанке Алене Жировой. Ее снимок «Помощники Деда Мороза» попал на пьедестал, видимо, не столько за художественные достоинства, сколько за типично предновогодний настрой. Впрочем, и сама студентка филфака Мурманского гуманитарного университета искренне удивлена своей «бронзе».

- В фотостудии «Лапландия», где я занимаюсь, наш преподаватель просто предложила нам в технических целях пощелкать композиции с новогодними игрушками. Я понимаю, что отнести к фотоискусству этот этюд язык не поворачивается! - смеется девушка.

Куда интереснее другой факт. Лишь в сентябре нынешнего года Алена решила освоить навыки фотографии, причем целенаправленно пленочной фотографии. Но почему?

- Дома я нашла старенькую камеру «Смена 8М» моего дедушки. Он был увлеченным фотолюбителем, умер, когда мне было всего пять лет. Бабушка сохранила его семейный фотоархив. И я с изумлением увидела и себя - вот мне 8 месяцев, вот годик, вот два. С каким упоением он меня фотографировал! В память о дедушке я и решила научиться снимать именно на пленку, чтобы трогательное хобби любившего меня человека осталось в нашей семье, - говорит дитя цифрового фотовека.

Вот вам и безыскусные «Помощники Деда Мороза». Хрестоматийный святочный рассказец получается из этой, казалось бы, фотобезделушки, не правда ли?

Фото:
Вячеслав Смоленский. «Вышли зайки на полянку».
Фото:
Артем Коржуков. «Белая береза под моим окном».
Фото: Вишневский Павел
Вячеслав Смоленский.
Павел ВИШНЕВСКИЙ.