В отличие от некоторых других западных праздников традиция отмечать католическое Рождество у нас так и не привилась, тем более дарить на него подарки. Удивительно, особенно если вспомнить про два Новых года. Однако известный кинодеятель Тимур Бекмамбетов эту проблему решил. Образно говоря, надев костюм Санта-Клауса, он назначил российскую премьеру двух своих продюсерских проектов - фантастического боевика «Фантом» и полнометражного мультфильма «Смешарики. Начало» - как раз на католически-рождественскую неделю.

По поразительному совпадению прокатный рейтинг этих киноподарков (PG-13 - «Фантом», «без ограничений» - «Смешарики…») полностью перекрыл всю целевую семейную аудиторию. Нелишне также добавить, что и та и другая картины сняты в 3D с очень солидными по российским меркам бюджетами. От 25 до 44 миллионов долларов ушло на «Фантом» (для сравнения - примерно во столько же обошлись Никите Михалкову вторые «Утомленные солнцем»), 10 миллионов - на «Смешариков…».

Бекмамбетова иногда небезосновательно сравнивают с Бессоном. Кинокарьера казахского киногастарбайтера удивительно схожа с творческим путем французского кинематографиста. Разумеется, о размере таланта речь не идет - сколько ни повторяй: «Бекмамбетов!!!», Бессоном он не станет! Но и тот, и другой начинали с картин, ставших заметными вехами на пути развития родного кинематографа - Бекмамбетов дебютировал «Пешаварским вальсом», был наряду с Бахытом Килибаевым центральной фигурой «нового казахского кино».

И того, и другого угораздило снять несколько замеченных не только в местном, но и в зарубежном прокате фильмов. И тот, и другой успешно поработали в Голливуде: Бессон ушел оттуда, но Бекмамбетов продолжает пахать эту ниву - в следующем году в США выйдет его новый режиссерский проект «Авраам Линкольн. Охотник на вампиров». Оба после этого занялись продюсированием. Причем принципы работы продюсера Бессона были один в один скопированы продюсером Бекмамбетовым. А они следующие.

Берется никому не известный режиссер, в случае с «Фантомом» - Крис Горак. Некоторое количество международных звезд, но с не очень большими гонорарами: Эмиль Хирш - «Спиди-гонщик», Макс Мингелла - «Социальная сеть», Рейчел Тейлор - «Трансформеры», разбавляется местными - Гоша Куценко, Артур Смольянинов, Петр Федоров, Вера Вернадская. Все это замешивается на дешевизне натуры и рабсилы (70% съемочной группы - россияне) при сравнимом качестве того и другого. В итоге за мизерные по голливудским меркам деньги, а бюджет «Фантома» в 2-3 раза меньше бюджета среднего американского фильма, удается снять ленту, выглядящую почти как блокбастер. А с учетом съемок на английском - с прицелом на самый прибыльный американский прокат!

Сюжет «Фантома» был жутко оригинальным... когда Уэллс писал «Войну миров»! Сейчас же рассказы о вторжениях инопланетян не прельщают даже клинических параноиков. Поэтому в «Фантоме» инопланетяне будут не простыми, а энергетическими, и на Землю нападут, чтобы высосать из нее все электричество. Более того, истинный облик пришельцев нам покажут лишь в конце фильма - остальное время они будут фантомами. Наконец, «Фантом», кажется, первый в истории кинофантастики фильм, в котором полем битвы с внеземным разумом будет Москва.

На съемках не обошлось без популярной русской экзотики. К сожалению, это были не медведи с балалайками и прочая развесистая клюква, а суровая правда жизни. В одном случае на несколько недель затянулось растаможивание присланных костюмов, в другом - по причине пожаров Москву затянуло смогом. Это сильно растянуло съемочный период, что, видимо, и привело к переносу даты премьеры с первоначального августа на декабрь.

Если «Фантом» - новинка по сюжетному ходу (неинтересна была раньше для космоагрессоров Москва!), то «Смешарики. Начало» - по сюжетной основе, и именно для нашего кино: впервые в России осуществлена экранизация телесериала. Работала над полнометражной версией та же команда, что и над сериалом - сценарист Александр Лебедев, режиссер Денис Чернов, съемки шли целых четыре года, в полнометражной версии появилось почти полтораста (!) новых Смешариков, а также первый в их Вселенной злодей - доктор Калигари. Есть злодей - значит, есть и интрига, есть интрига - значит, есть и сюжет, хотя… Как вы думаете, каким бы он был в полнометражном фильме на основе передачи «Спокойной ночи, малыши!»? Те, кто еще в возрасте «Смешариков…», о таких тонкостях пока не думают, те же, кто старше, предпочтут «Фантом».

Алексей ГУЛЯНИН.