«Иногда они возвращаются» - в этом произведении Стивена Кинга главный герой, школьный учитель, сталкивается с бандой... призраков, которые вернулись из далекого-далекого прошлого «плохими парнями». Каждый из них, казалось, давно уже сгинул - в драке, перестрелке, автокатастрофе - и вот появился вновь. На этой неделе нас тоже ждет встреча с призраками, но... старых хитов. Возможно, она не окажется столь страшной, как в произведении «короля ужасов»? Ведь среди сонма фантомов нашлось место и небезызвестному «самому знаменитому привидению с мотором»!

Призрак № 1 - это, безусловно, трехмерный «Титаник». Для своего времени «Титаник» был вершиной кинематографических технологий. Однако для знаменитого своим перфекционизмом Джеймса Кэмерона времени не существует: «Если бы я снимал «Титаник» сегодня, я бы снял его в 3D». И «Титаник» переводят в 3D. Кэмерон руководит процессом лично, поскольку совершенно справедливо считает себя крупнейшим мировым специалистом в этой сфере. Причем он не считает, что все старые фильмы должны быть переконвертированы в новый формат, но «Титаник» должен быть именно таким, каким его видит он сам!

На пресс-конференции в Москве по поводу выхода фильма в российский прокат Джеймс Кэмерон на вопрос об ожидаемых сборах ответил, мол, деньги его не интересуют. Окупятся относительно скромные (18 миллионов долларов) затраты на техническое обновление картины - и ладно. А вот перед создателями Призрака № 2 задача стояла совсем иная: их лента обязательно должна сорвать большой куш. Ведь это «Американский пирог: все в сборе»!

Дело отнюдь не в чести режиссерского мундира (коли предыдущие «…Пироги» стали хитами проката, то этот - тем более), а в банальном карьерном застое звезд популярного киносериала. Прошло уже 13 лет, а для широкого зрителя Джейсон Биггз по-прежнему осквернитель выпечки, Шон Уильям Скотт - больной на голову эротоман, Юджин Левай - прогрессивно мыслящий еврейский папочка с «креветкой». Какой-никакой прогресс есть разве что у «пирожниц» Тары Рид и Мены Сувари, да и то за счет ролей второго плана.

А потому на новом «Американском пироге» практически все будут в сборе. Правда, мы не увидим мамы Джима Осквернителя Выпечки (папа - будет), но это персонаж нравоучительный и скучный. Зато мама Стифлера предстанет во всей красе (любителям сериала дальнейшее разъяснять не надо). Режиссеры первого «…Пирога» Крис и Пол Уэйцы теперь стали продюсерами. А свое место уступили другой «сладкой парочке», Джону Харвитцу и Хейдену Шлоссбергу, создателям еще одного знаменитого экстравагантностью своего юмора киносериала о Гарольде и Кумаре.

Призрак № 3, на первый взгляд, вовсе даже не призрак, а его отражение. «Проект Х: дорвались» - продюсерская работа Тодда Филипса («Мальчишник в Вегасе»), что заметно уже из сюжета. Папа с мамой уехали, сын - великовозрастный балбес-старшеклассник - остался без присмотра, решил устроить грандиозную вечеринку, и в результате все пошло вразнос. Перефразируя Николая Тихонова, «розог бы надо для таких детей - выросло больше б приличных людей». Сколько подобных фильмов сняли в Голливуде со времен древней «Холостяцкой вечеринки»?

Однако у «Проекта Х…» кроме звучного имени продюсера есть и некоторые другие достоинства. Над сценарием работал неплохой кинодраматург Майкл Бэколл («Скотт Пилигрим против всех»; скоро выйдет еще один фильм по его сценарию, «Мачо и Ботан»). Лента отлично прошла в американском прокате плюс (это уже русская специфика) перевел ее Гоблин Дмитрий Пучков. Может, действительно среди пепла мы найдем алмаз - кто знает?

Вот так и получилось, на фоне трех иностранных премьер самой интересной с кинематографической точки зрения стала премьера российская, «Шпион». Экранизация «Шпионского романа» Бориса Акунина по формальным жанровым признакам - исторический детектив. Действие происходит в 1941 году: думаю, любители военной истории уже готовятся встретить фильм в штыки. На самом деле в «Шпионе» не больше исторического, чем, например, в дилогии о Шерлоке Холмсе, снятой Гаем Ритчи. «Это некий параллельный мир 1941 года», - пояснял режиссер Алексей Андрианов, дебютировавший этой лентой в полнометражном кино. Для такого жанра есть даже специальный термин - «паропанк»: архитектурные сооружения, технические изобретения, события, герои, которых не было, но которые могли быть.

К тому же там еще и очень хороший актерский состав: Данила Козловский («Мы из будущего»), Федор Бондарчук, Владимир Епифанцев («Generation П»), Сергей Газаров, Виктор Вержбицкий («Ночной дозор»), Виктория Толстоганова. И если все ожидания оправдаются, то «Шпион» вполне способен оказаться настоящим Фильмом, а не вернувшимся призраком былых достижений отечественных кинематографистов.

Алексей ГУЛЯНИН.