В российский прокат вышел фильм ужасов «Женщина в черном», где главную роль сыграл 22-летний Дэниел Рэдклифф, тот самый всеми любимый Гарри Поттер… Нынче Дэниел всеми силами старается уйти от образа юного волшебника, и вот в «Женщине в черном» его герой - юрист, вдовец, потеряв любимую, сам ищет смерти. Накануне премьеры Дэниел Рэдклифф, не раз уверявший в своей любви к русской классической литературе, побывал в Москве.

- Дэниел, два года назад вы ведь уже приезжали в Россию, причем не с премьерой, не на гастроли, а как обычный турист.

- Тогда у меня появилась неделя свободного времени, и я решил отметить свой 21-й день рождения в стране, подарившей мне столько любимых книг. Я прочитал «Преступление и наказание» в свои 14-15 лет (уже когда были сняты первые серии «Гарри Поттера». - Прим. авт.), и это стало для меня настоящим художественным и человеческим потрясением.

Я бы хотел сняться в экранизации классического русского романа. Особенно если им будет «Мастер и Маргарита», потому что это мой самый любимый роман. Причем он мне нравится не за мистическую составляющую, для меня это книга о прощении, жизни и смерти. Все герои необычны и колоритны, Кот Бегемот просто замечательный персонаж - его бы сыграл с превеликим удовольствием… Когда прочитал «Мастера и Маргариту», буквально сошел с ума от этой книги. Я принялся читать всего Булгакова, изучать его биографию и понял, что должен приехать в Россию - не с презентацией фильма, не со спектаклем, а просто как обычный человек. Приехал и отлично провел целую неделю: съездил в Санкт-Петербург, который произвел на меня огромное впечатление, а в Москве попросил отвезти меня на Патриаршие пруды, а также в «нехорошую квартиру». Кстати, в России у меня нашелся дальний родственник, точнее родственница. Мне подарили книжку о любительнице полетать на метле (смеется).

- Какие книги вы еще любите читать и перечитывать?

- «Старик и море» Хемингуэя, «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» Хантера Томпсона. В свое время меня потряс роман Золя «Жерминаль».

- Говорят, вы всеми правдами и неправдами стараетесь «отклеить» от себя ярлык «того самого актера, что сыграл Гарри Поттера»?

- Грешно и нечестно было бы повернуться спиной к Поттеру, который сделал для меня столько хорошего. Теперь мне предстоит доказать, что я еще кое-что могу на сцене и в кино. Прекрасно понимаю, что будет непросто сбросить с себя мантию-невидимку, процесс займет какое-то время, но, надеюсь, рано или поздно публика привыкнет ко мне как к актеру, а не как к известному персонажу. Я не боюсь неудач и провалов, стараюсь не зацикливаться на таких мыслях, а просто концентрируюсь на работе, на новых ролях. В «Женщине в черном» много мистики, но для меня это абсолютно другая роль, другой персонаж, другой жанр. Призраки ведь тоже бывают разные… И наша женщина в черном, миссис Дарблоу (кстати, ее сыграла российская актриса Алиса Хазанова, дочь известного юмориста. - Прим. авт.), уж никак не похожа на Лив Тайлер из «Властелина Колец» или на Добби из «Гарри Поттера». Хотя сам я не верю ни в духов, ни в переселение душ, ни в потусторонний мир.

- В нынешней версии изменен финал по сравнению и с романом, и с фильмом 1989 года?

- Мой персонаж сильный и одновременно ранимый человек, и логично, что наша лента не заканчивается традиционным хэппи-эндом. Сейчас многие фильмы кровавые и очень жесткие, но они не всегда волнуют и проникают в душу. Для меня страх - нечто другое, это более глубокое чувство.

- Как вы чувствовали себя в роли молодого отца в «Женщине в черном»?

- Моего сына в этом фильме сыграл мой настоящий крестник, и это помогло мне быстрей вжиться в образ. В общем, мне очень понравилось играть молодого заботливого отца!

- А сами еще не созрели до семейной жизни?

- Когда живу в Нью-Йорке, могу надеть куртку и «кенгуруру», и на меня никто не обратит внимания. Ну а когда езжу по миру и представляю фильм, то за каждым моим шагом следят поклонники и журналисты. Какая уж тут личная жизнь! Так что придется подождать, пока у меня снова появятся свободные вечера… А что касается моих финансовых дел (Дэниел - самый богатый молодой актер Британии. - Прим. авт.), то этим занимается моя мама, чем я очень доволен. Сам же трачу деньги на книги, музыку и современную живопись. Отец тоже помогает мне, даже оставил работу, чтобы стать моим менеджером. Это так трогательно, что родители до сих пор заботятся обо мне, делая это тактично и мудро, меня это нисколько не напрягает.

- Ваш герой Артур Киппс удивительно бесстрашный парень, он не только не бежит от опасностей, а даже ищет их. Есть ли в вас самом отчаянность, бесстрашие? И чего вы боитесь в жизни?

- Прежде всего, я бы хотел стать бесстрашным как актер, потому что актер и должен быть смелым и решительным в выборе ролей, в их трактовке. А что касается моего персонажа Артура, то он ведь не от природы отчаянный - просто, потеряв любимую жену, перестал бояться смерти. Он уже перешел черту, ему все равно, будет он жить или нет. Он видит призраков, делает все, чтобы встретить на этом или том свете душу погибшей жены… Меня спрашивали, как бы я повел себя, окажись на месте Артура? Надеюсь, мне хватило бы смелости. Хотя мне далеко до многих своих экранных героев. У меня хватает недостатков, дурных привычек. Но я предпочитаю сам бороться с ними, а не выставлять их напоказ. А что касается моих персональных фобий, то… я боюсь и ненавижу тараканов.

- Самая жуткая сцена в фильме - та, где вы вскрываете могилу, вытаскивая карету из болота…

- Как мы это сделали? Рабочие вырыли очень глубокую и широкую яму, которую наполнили коричневой жижей, вроде той, что можно видеть в детских ТВ-шоу. Представляете, я два с половиной дня в этой жиже болтался. Было холодно и неприятно, но мне и в голову не приходило выражать недовольство. Все мы тогда желали одного - снять как можно лучше этот очень важный для картины эпизод. Мы не вылезали из мерзкой, холодной жижи, рядом с камерами дежурили специально вызванные медики... Но, поверьте, были и смешные моменты, причем нередко смех раздавался на площадке в самый неподходящий момент, когда, например, снимались страшные сцены. Совсем без помощи компьютера, конечно, было не обойтись в кино про призраков, но я люблю работать на съемочной площадке «с кровью, с мясом, с живыми людьми». Чем больше сделано на площадке, тем интересней и убедительней. А то ведь на съемках «Гарри Поттера» страшные злодеи часто были просто шариком на палочке на фоне зеленого экрана…

- Вам все дается легко. Или это обманчивое впечатление?

- Я начал сниматься ребенком, и мне не довелось получить обычное актерское образование, хотя, поверьте, у меня были очень хорошие учителя - режиссеры, партнеры. Прежде всего в работе я доверяю своим инстинктам, интуиции, внутренним ощущениям. Пытаюсь как можно глубже погрузиться в тему, в образ, роль. И мне не нравится, когда говорят, что Станиславский или кто-то другой изобрел универсальную систему для актеров всего мира. Даже такой гений вряд ли сможет подсказать ответы на все вопросы, как правильно играть ту или иную роль. Я люблю пробовать разные варианты и очень ценю таких режиссеров, как Джеймс Уоткинс («Женщина в черном»), что не давят на актера, а вместе со мной ищут верные ходы. Готовясь к роли Артура, я прочитал несколько книг о том, как нужно справляться со своим горем, когда ты теряешь близкого человека, читал викторианскую литературу того времени. Я хорошо представлял, в какое путешествие отправляюсь. А вот телефильм 1989 года «Женщина в черном» по тому же роману Сьюзанн Хилл, где «мою» роль играет мой экранный «отец» Эдриан Роулинз (именно этот актер сыграл Джеймса Поттера, отца Гарри. - Прим. авт.), специально не стал смотреть, хотя многие советовали. Но я боялся поддаться влиянию, соблазну использовать уже готовую трактовку образа Артура Киппса. Вот так, учтя советы одних и отказавшись от других, я «продирался» к своей роли. Мне кажется, именно такая сложная комбинация всех «за» и «против» может привести к правильному решению. Ну и та самая актерская смелость, бесстрашие… Пока же на съемочной площадке все равно чувствую себя учеником, школяром.

- Правда, что вы согласились играть гея?

- Сыграю 19-летнего Алена Гинзбурга в триллере «Убивай своих любимых» режиссера и сценариста Джо Крокидаса, но мне кажется, что он немножко больше, чем просто гей-персонаж (по сообщениям СМИ, фильм о том, как убийство в Колумбийском университете в 1944 году свело вместе молодых людей, которые впоследствии стали родоначальниками движения битников. - Прим. авт.). Могу сказать, что я ненавижу гомофобию. Сам я не гей, но у меня много друзей разной ориентации.

Хотел сыграть и еще что-то необычное, например в комедии. Очень ценю чувство юмора в окружающих и себе самом.

Мне нравится не только сниматься, но и выходить на сцены Лондона, Нью-Йорка в мюзикле «Как преуспеть без труда». На съемках приходится перевоплощаться буквально на несколько кадров, а потом вновь возвращаться в реальность и порой подолгу ждать нового приглашения к камере. А в театре погружаешься в своего персонажа на весь вечер, и, если в антракте кто-то спросит меня о чем-то - не о роли, я могу просто не понять, о чем речь...

Фото: Антонов Михаил
Дэниел Рэдклифф.
Михаил АНТОНОВ