Шоу начинается, господа! В конце недели нас с вами окунут в околопесенное и околокультурное мероприятие. С практически континентальным размахом.

Хотя официально ежегодный конкурс «Евровидение» стартует уже во вторник (именно тогда начнется полуфинальная борьба между исполнителями), мы-то знаем, что самое главное - это финал. В ночь с субботы на воскресенье полстраны будет не спать и ревниво считать голоса, отданные нам странами-«друзьями» и отобранные прочими «завистниками».

Европа в последнее время нередко стала впадать в крайность. Ее любовь к фрикам и иным проявлениям экстравагантности потихоньку заражает этой бациллой и Россию. Дело усугубляется тем, что чемпионат Европы по поп-музыке воспринимается в нашей стране невероятно серьезно. Заурядное, пусть и масштабное по своей географии, но все-же по сути своей развлекательное и легковесное, китчево-трэшевое мероприятие раздули в серьезное геополитическое противостояние. Редко его проведение обходилось без международного скандала.

Ну раз уж мы приняли правила игры и поставили цель приобщиться к остальному «цивилизованному миру», то идти нужно до конца. А, судя по предварительным откликам, которые были получены после первой репетиции наших претенденток, конец этот может быть весьма успешным. Одно гнетет: фольклорный коллектив вынужден петь не народные песни, а перепевать по-удмуртски битлов и Меркьюри. Но зато как это по-европейски!

Еще несколько лет назад «Бурановских бабушек» знал только ограниченный круг людей в Удмуртии. Пожелаем же им завоевать остальной мир!

Понедельник

Эта неделя предоставляет много возможностей приобщиться к чужой семейной жизни: в одних случаях мы можем просто посмотреть, в других - с кем-то сравнить, а в иных - даже кому-то позавидовать. Трагикомедия «На острой грани» (СТС, 1.45) - из четвертой категории. После просмотра первого получаса понимаешь, что от таких семей нужно держаться подальше. Но что-то не отпускает и заставляет смотреть до конца этот безумный, дерзкий и оригинальный фильм.

А вот драма «Мой ангел-хранитель» (ТНТ, 21.00) для восприятия гораздо тяжелее. Еще бы! Разве легко смотреть, как родители буквально распиливают на органы одну из дочек ради спасения другой.

Вторник

Два фильма про взаимоотношения людей и собак - «Друг» («Петербург», 22.25) и «Марли и я» (ТНТ, 21.00). Они очень разные, но объединяет их одно, важное: в конце каждого хочется плакать.

Неспящим в 2.30 потенциальным любителям лесных прогулок очень рекомендуется к просмотру фильм «Костер в белой ночи» («Звезда»). Пожароопасный сезон не за горами, мало ли что…

Среда

Создатели киноповести «Полет с космонавтом» («Звезда», 7.25) в далеком 1980 году наверняка не подозревали, сколько замечательных мальчишек поступало в МАИ на волне романтизма, поднятого картиной. А потом это высокое чувство изломал трезвый расчет, создавший Черкизон, офшорный бизнес, эффективный менеджмент и прочие подобные явления нашего продажного сегодня... Почти никто из студентов восьмидесятых сейчас не работает по специальности. Последние старики в КБ еще пытаются чему-то научить молодежь. Но, увы!

Украшение вечера - «Великая иллюзия» («Петербург», 2.00) - французская драма Жана Ренуара. Название фильму дала книга британского экономиста Нормана Энджелла, считавшего, что общие экономические интересы европейских наций делают войну бессмысленной. Картина завоевала множество наград, среди которых премия Венецианского кинофестиваля, премия Национального совета кинокритиков США. В 1995 году ее включили в список 45 «величайших фильмов всех времен», составленный в Ватикане к столетию кинематографа. «Великая иллюзия» резко отличалась от пропагандистских фильмов военных и первых послевоенных лет: в ней нет батальных сцен, тем не менее эта картина до сих пор считается одним из самых выдающихся антивоенных фильмов. И отнюдь не случайно он был запрещен в фашистской Германии и был назван Геббельсом «кинематографическим врагом № 1».

Четверг

На этот день приходится 40-й день со дня смерти Александра Шалвовича Пороховщикова. Телеканал ТВЦ единственный из всех негласно призывает почтить память этого замечательного русского актера. В 11.45 - нестареющий «Свой среди чужих, чужой среди своих», а сразу после него (в 16.30) - документальный фильм «Александр Пороховщиков. Чужой среди своих».

В США коммерческий успех политического триллера режиссера Романа Полански (Рен-ТВ, 0.50) «Призрак» был довольно скромным. Этого следовало ожидать от фильма с антиамериканским посылом, но вот повышенное внимание кинокритиков и зрителей остального мира заставляет присмотреться к нему особо. Не случайно именно эта картина в 2010 году получила премии Европейской академии кино во всех основных номинациях.

Ну и на «закуску» - фильм с пометкой «посмотрев раз, никогда не забудешь». Это «Водитель автобуса» («Звезда», 22.30) - сопереживайте!

Пятница

«Историческая» костюмная драма Джастина Чедвика «Еще одна из рода Болейн» (НТВ, 1.25) - экранизация одноименного романа британской писательницы Филиппы Грегори. Она рассказывает об эпохе правления короля Генриха VIII и соперничестве сестер Анны и Марии Болейн за сердце монарха. Замечательно подобранный актерский состав, прекрасно переданная атмосфера далекой эпохи. Этот фильм очень понравится тем, кто не читал книгу, по которой он снят. Прочих не покинет чувство, что создатели буквально изнасиловали первоисточник, выбросив из сценария все причинно-следственные связи и переиначив характеры.

ТВЦ, в свою очередь, тоже обращается к семейным ценностям. В 9.25 - советская мелодрама «Дети как дети» о том, как ошибки родителей тяжело отражаются на судьбах их отпрысков. А в 0.10 - демографическая комедия «Ребенок к ноябрю». Это сейчас нас умасливают всякими материнскими капиталами, а в начале 90-х все было жестче: не родишь ребенка, снесем дом и переселим в коммуналку!

Суббота

ТВ-3 развлекается, репетируя запланированный на 21 декабря 2012 года конец света и последовательно выдавая в эфир различные варианты гибели человечества: «Суперизвержение» (17.15), «Посейдон» (21.00), «Метеор» (23.00), «Точка прерывания» (4.00). А сначала все выглядело более чем пристойно: утро начиналось с замечательной мелодрамы «Дитя с Марса» (10.15) про малыша из детдома и добродушного писателя, который решил приютить его у себя. А впрочем, почему пристойно? Ребенок - марсианин! Не в нем ли корень всех зол?

«Арлетт» (ТВЦ, 15.05) - французский ответ заокеанской «Красотке». Причем Клоду Зиди удалось не только превратить мелодраму в комедию, но и сохранить все лучшие душещипательные элементы, столь любимые зрителями.

Тем, кто не успеет устать от «Евровидения», в 2.20 «Россия-1» усладит взор множеством красивых машин и обласкает слух звуком качественно сделанных взрывов. На экране - боевик с налетом мелодраматичности «Поцелуй бабочки». Такое кино можно смотреть без риска задремать посередине.

Воскресенье

Несколько показов воскресенья дают понять, что отпускной сезон уже вступил в свои права и зрителю предоставляется возможность потихоньку окунуться в его волшебную атмосферу. Комедия «Шофер поневоле» (ТВЦ, 11.45) и мелодрама «Из жизни отдыхающих» («Россия К», 19.25) очень располагают к тому, чтобы мы порадовались за других, предвкушая собственное путешествие в жаркие края, к морю.

А вот за Тома Хэнкса, который в фильме «Изгой» (СТС, 21.00) тоже попал на теплый тропический пляж, радоваться как-то не тянет. Отпуск длиной в 4 года, на необитаемом острове, в полном одиночестве (псевдодруг Уилсон - не в счет) - удовольствие более чем сомнительное.

Достойным завершением недели станет просмотр кинофильма «Весь этот джаз» («Первый», 1.10), снятого Бобом Фоссом в 1979 году. Эта новаторская и в то же время исповедальная картина - смесь мюзикла и глубокой драмы, была отмечена каннской «пальмовой ветвью» и четырьмя «Оскарами». Фильм был расценен многими как завещание, поскольку Фосс фактически предсказал в нем свое будущее. Ведь он скончался через 7,5 лет от второго инфаркта во время постановки очередного спектакля, как и Джо Гидеон - главный герой картины. Фосс посвятил свое творение шоу-бизнесу, так как был одним из тех, кто мог искренне разделить горькую иронию теперь уже крылатой фразы Гидеона, произносимой им каждое утро после приема лошадиной доли лекарств и с неизменной улыбкой на лице: «Шоу начинается, господа!».

Евгений ЗИНОВ.