Только что отметил 40-летний юбилей столь любимый поклонниками кино и сериалов петербургский актер Андрей Носков. В свой день рождения банкетам и торжествам он предпочел премьеру комедийного спектакля «Налево от лифта». Спектакль необычен уже тем, что снят не по мотивам романа или пьесы, а по мотивам… фильма. А именно лирической комедии конца 80-х, где главную роль сыграл не кто иной, как Пьер Ришар.

- Легко ли было вам решиться вступить в творческий поединок с блистательным французом?

- Не сочтите за нескромность, но сравнений с Ришаром как-то не боялся. Потому что - я другой, и героя играю другого. Хочу заметить, что творчество Ришара люблю и неплохо знаю: в моей литературной, актерской, чтецкой программе есть монологи, написанные Ришаром. Взявшись за роль в спектакле «Налево от лифта», я боялся другой опасность: не повторю ли я… самого себя? Ведь я уже играю в нескольких комедийных спектаклях, снимаюсь в кинокомедиях, и очень непросто находить какие-то новые возможности смешить зрителей.

Мы ведь по традиции относимся к комедии как к чему-то пустяшному, но я для себя вывел такую формулу: на сцене гораздо сложней искать оттенки хорошего, в той же теме любви. И намного легче копаться в агрессии, злобе, сбиваться на натурализм, обнаженку и матерщину, чем сейчас увлекаются многие театральные труппы. Мы же пытаемся апеллировать к таким простым понятиям, как увидел женщину - и сердце забилось, не случилась любовь - и плачет мужчина или женщина... Как ни странно, в нынешнем театре все это в дефиците. Нам самим было интересно: удастся ли сыграть французскую любовь на русский лад?

- Вы сразу же выпустили еще одну премьеру, на этот раз по классической комедии Карло Гольдони «Слуга двух господ»… Интересно играть классику?

- Не трудно догадаться, что роль Труффальдино из Бергамо - мечта любого комедийного актера. А мне повезло вдвойне: я сам стал еще и режиссером-постановщиком нового спектакля. Дело в том, что это проект нашего театрального объединения «Носковы и компании». И вместе со мной на сцену выходит мой брат Илья Носков, а также другие очень хорошие петербургские актеры. Мы старались, чтобы спектакль получился красочным, музыкальным, веселым, в близким к стилистике комедии дель арте. Стало быть, старались доказать, что все новое - это хорошо забытое старое. На сцене калейд, другие - историю двух влюбленных, которые никак не могут встретиться друг с другом.

- Вы о том, чтобы снять кино, не задумывались?

- Давняя мечта. Но я бы хотел снять детское, семейное кино. Меня часто приглашают в жюри самых различных проектов для детей, школьников, я с удовольствием соглашаюсь, потому что дети - самая искренняя, преданная публика. Рад, что у меня много юных поклонников. Хотя не меньше радуют и бабушки, дедушки, которые смотрят сериалы с теми же эмоциями, как малые дети…

- Вы любите вспоминать свое детство. Что связывает вас сейчас с родным городом?

- В этом году мы с Ильей по приглашению одного из федеральных телеканалов специально съездили на Украину в Каховку и сняли передачу о нашем детстве. Приятно было вспомнить молодость… Но, по большому счету, Каховка нас подзабыла - это уже другая страна, другие герои. Нас даже не зовут на дни рождения города. Хотя в Интернете доводилось читать, что Каховку прославили две фамилии - братья Носковы и Георгий Делиев, актер, музыкант, художник, руководитель комик-труппы «Маски»… Но когда мы приехали с телегруппой, то городская администрация пообещала, что как только будет завершен ремонт местного дворца культуры, нам помогут организовать гастроли. Это очень хорошо, потому что сами-то мы можем приехать итак, а вот чтобы привезти театральную труппу и декорации, поддержка властей и спонсоров лишней не будет

- Честно говоря, я сбился со счета: в скольких театральных проектах вы сейчас играете?

- Дайте вспомнить (улыбается). В итоге выходит 10-12 спектаклей в месяц. С учетом постоянных переездов и перелетов получается, что провожу в месяц дома максимум неделю. А если еще добавляются съемки в кино и на ТВ, то еще меньше. Но я люблю свою работу, соглашаюсь далеко не на все предложения, и всегда иду в новый проект по доброй воле.

- Недавно вы снялись в фильме-драме Антона Сиверса «Дом на обочине», который в прокате успеха не имел, но собрал коллекцию призов на кинофестивалях.

- Фильм получился очень интересным. Мне кажется, он снят в какой-то ленинградской кинематографической традиции, с крупными планами, раздумьями героев на экране. И все персонажи там неоднозначно хорошие или плохие, в них много «переливов», чем и отличается Антон Сиверс. Потому что когда большой играет большого, а глупый глупого - это всегда скучно. И хотя «Дом на обочине» - это драма, есть там и моменты иронии, юмора.

- Какие фильмы с вашим участием на выходе?

- Жду выхода картины «Василиса Кожина» Антона Сиверса о войне 1812 года, где я играю большого негодяя и интригана. Там вообще мощная любовная и человеческая история. Надеюсь, меня не вырежут, потому что снято много интересного материала! Снялся я в новогодней истории Александра Тютрюмова под рабочим названием «Сумасшедший Новый Год, или Один дома» - весьма серьезной истории о том, как человек пытается сбежать от действительности, но сыгранной в стилистике новогодней сказки.

- Андрей, правда, что вы поступили в аспирантуру на кафедру сценического движения и защищаете кандидатскую диссертацию?

- Аспирантуру я уже окончил, но диссертацию пока не защитил, потому что не хватает времени. Так что свою педагогическую деятельность отложил на лучшие времена. Хотя иногда в Германии, Швейцарии я провожу двухнедельные семинары.

Михаил АНТОНОВ