На этой неделе нам предстоит встретиться на экране с невероятным количеством монстров. Самое большое их видовое разнообразие в мультфильме «рожденного в СССР» Геннадия Тартаковского «Монстры на каникулах». Ранее Тартаковский много работал над анимационными сериалами («Самурай Джек», «Декстер»), но в кинематографе для него как для самостоятельного режиссера это дебют.

В Румынии (точный адрес: Умбре, улица Трансильванская, дом 666) расположен отель «Трансильвания» колоссального размера (1250 комнат - больше, чем в знаменитом дворце далай-ламы в Лхасе!). Обычному смертному туда путь закрыт. Только по рекомендации постоянных клиентов или по личному указанию хозяина. Постоянные клиенты - Франкенштейн, оборотень Уэйн, Мумия, человек-невидимка Гриффин, гремлины, а хозяин - сам граф Дракула…

«Монстры на каникулах» - многострадальный проект. Его снимали шесть лет, менялись режиссеры, соответственно - концепция и сценарий. Обычно такие долгоиграющие проекты заранее списывают в убыток, слишком большим становится бюджет. Тартаковский, оказавшись на «Монстрах…», попытался спасти все что только можно. С этой целью он в очередной раз переписал сценарий, опираясь на деятельную помощь Адама Сэндлера (в оригинальной озвучке - Дракула, также исполнительный продюсер «Монстров…»). Специфику юмора Сэндлера многие знают. А теперь представьте его типичную комедию (скажем, «Папа досвидос»), откуда вырезаны все шутки для взрослых, - и получим «Монстров…».

Потому-то типичная рецензия на «Монстров…» звучит так: «Посредственный мультфильм, несмотря на все усилия Тартаковского. Детям - интересен, а взрослым - едва ли». Любопытно, что российское министерство культуры пришло к аналогичному мнению и выдало мультфильму прокатное разрешение «6+», почти полный аналог американского PG: гораздо более изобретательный «Франкенвини» получил «12+».

В случае с «Монстрами…» мы наблюдаем редкостное единодушие отечественной и заокеанской цензуры. Такое же уникальное согласие - и по отношению к другой новинке - фильму ужасов «Паранормальное явление-4»: «16+» и R («за язык и большое количество насилия и пугающих сцен»).

Вообще для любителей этого жанра качество картины зачастую зависит не от звездного актерского состава или бюджета, а как раз от возрастного ограничения - чем оно выше, тем лучше. Первая часть франшизы «Паранормальное явление» при бюджете в 15 тысяч (!) долларов и рейтинге R собрала в мировом прокате около 200 миллионов!

Рейтинг у ленты в Интернете пока невысок, но это нестрашно. Режиссеры те же, что и на третьей части (Джуст и Шульман), да и вообще у фильмов ужасов все начинается с низких отметок. Со временем набегут те, кому понравилось, и подрастет до среднего по франшизе.

Кстати, перед премьерой было заявлено, что у «Паранормального явления» планируется запустить спин-офф (фильм, основанный на сюжетном ответвлении), действие которого будет происходить в Латинской Америке. Чуть не забыл о монстрах: в «Паранормальном явлении-4» мы встретим симптомы их присутствия типа полтергейста и черной магии.

Трогательное единство мнений наших и американских рейтингодателей заканчивается на триллере «Я, Алекс Кросс». МПАА - PG-13, несмотря на пугающую мотивировку («образы, связанные с насилием, включая языковой, графический, сексуальный контент, упоминание наркотиков, а также наличие обнаженной натуры), у нас дали «16+».

Все, служившие в правоохранительных органах, особенно на офицерских должностях, знают - большую часть служебного времени занимают бюрократические процедуры. Смотреть на них на экране - дураков нет, потому и производится легендарный «монтаж». В сухом остатке - «форсированное общение» с нарушителями порядка.

Главный герой триллера «Я, Алекс Кросс» этим и занимается. А поскольку его клиентура - серийные убийцы, то за вычетом работы с бумагами мы и получаем исключительно «образы, связанные с насилием». Попробуйте без них обойтись в современном детективе! (МПАА это понимает, а у нас - увы…)

Образ Алекса Кросса (героя серии романов Джеймса Паттерсона) уже воплощался на экране Морганом Фрименом в дилогии «Целуя девушек» - «И пришел паук». Правда, было это достаточно давно, Фримену уже 75. А «Я, Алекс Кросс» - самый первый роман серии. Поэтому Роб Коэн («Форсаж») решил провести ребрендинг, запустив франшизу по новой.

Выбор актеров на главные роли оказался очень необычным. Алекс Кросс - Тайлер Перри. Примерно то же самое - наш ребрендинг «Место встречи изменить нельзя» с Михаилом Галустяном!

Тайлер Перри знаменит в США комедиями, рассчитанными на афроамериканскую аудиторию, которые он сам снимает, продюсирует и где исполняет основную роль. Его самый знаменитый персонаж - безумная бабушка Мэйди с кучей прибабахнутых родственников.

Главная отрицательная роль, маньяк с красноречивым прозвищем Мясник - Мэтью Фокс, образцово-показательный доктор из сериала «Остаться в живых».

Впрочем, Роб Коэн - режиссер опытный и знает, что делает. Тем более остальные актеры подобраны все как один - Рэйчел Николс, Джанкарло Эспозито, Эдвард Бернс и Жан Рено.

Как видим, монстры нас ожидают самые разные и пугающие. Однако помните - самые страшные чудовища возникают, когда спит человеческий разум, а потому не забывайте о нем, даже когда смотрите кино о монстрах.

Алексей ГУЛЯНИН