Киноиндустрия - отрасль крайне рискованная по вложению капитала. Конечно, общие законы экономики действуют и здесь, и при больших объемах производства прибыль/убыток столь же предсказуемы, как и в других областях промышленности. Однако относительно любой отдельной ленты, пока она не вышла в прокат, никто не может дать стопроцентной гарантии, как она выстрелит. Как на ипподроме - можно сделать только более-менее точные предположения, на какую лошадь ставить. На этой неделе на старте три лошадки: «Ральф», «Стальная бабочка» и «1812: Уланская баллада».

Верная лошадка - «Ральф». Заглавный герой этого мультфильма - злодей из простенькой аркадной игры «Феликс-строитель». Он разрушает все, что пытается построить Феликс, мешая тому завоевать награду - медаль строителя. Но самому Ральфу это очень не нравится. И однажды он решает стать положительным героем…

«Ральф» - это «Уолт Дисней пикчерс» представляет», свою аудиторию он найдет в любом случае. Попробуем разобраться, насколько он будет интересен «не своим» зрителям. Постановщик - Рич Мур, согласно рекламе - создатель «Симпсонов» и «Футурамы». На самом деле он только режиссировал некоторое количество эпизодов того и другого мультсериала, а поскольку их множество, то это достижение не особенно впечатляет. Никому не известны и имена сценаристов «Ральфа» - Фила Джонстона и Дженнифер Ли. Видимо, поэтому драматургия мультфильма очень напоминает другие недавние анимационные хиты (прежде всего «Мегамозг»). Однако и то, и другое обстоятельство искупается тем, что продюсер «Ральфа» - знаменитый Джон Лэссетер, чьих работ, ставших классическими (начиная еще с «Истории игрушек»), хватит чуть ли не на весь остальной анимационный Голливуд. Именно он был отцом-основателем легендарной студии «Пиксар», определившей стилистику и технологии современной 3D- и цифровой анимации. Так что рекомендовать «Ральфа» можно не только детям.

Прокатный рейтинг ленты - PG, «за немного грубый юмор и наличие некоторой доли насилия» (а чего вы хотели от аркадных игрушек?). Наши «искусствоведы» изначально замахнулись поставить «Ральфу» 12+, но вроде бы осеннее обострение у них вовремя прошло - мультфильм идет 6+.

Соперниками верной лошадки выступают две темные, от отечественных кинематографистов.

Первая - «Стальная бабочка», полицейский триллер о юной грабительнице и матером опере, вынужденно объединившихся для поимки серийного убийцы. Очередная новелла «Улиц разбитных фонарей»? Может быть. Однако в сценаристах - два таких зубра, как Юрий Коротков («Стиляги») и Наталья Ворожбит (т/с «Школа»). Необычен выбор актеров - Дарья Мельникова и Анатолий Белый. Мельникова известна почти исключительно по ситкому «Папины дочки». Белый - актер гораздо более разноплановый (в диапазоне от «Бригады» до «Братьев Карамазовых»), но везде играл второстепенных персонажей.

Настораживает и неопытность режиссера - для сценариста и продюсера Рената Давлетьярова это только вторая работа в таком качестве, после не слишком удачной «Моей безумной семьи». Впрочем, первую режиссерскую работу Мела Гибсона, «Человека без лица», тоже приняли плохо.

Оригинальны и первые рецензии на «Стальную бабочку». Фильм хвалят, но при этом сравнивают его с южнокорейскими боевиками. Между прочим, последний раз критики такую аналогию проводили, когда на экраны вышел «Антикиллер».

Поэтому рекомендовать к просмотру «Стальную бабочку» можно далеко не каждому зрителю. Фильм вполне способен стать культовым, но культовый потенциал - это всегда нестандартный подход, оборотная сторона которого - бредовость сюжета, беспомощность режиссуры и неубедительность актерской игры.

Еще более темная лошадка - приключенческая лента «1812: Уланская баллада». Накануне Бородина кто-то передал Наполеону русский план сражения. Однако храбрым уланам удается сорвать замысел французского императора по уничтожению русской армии. Это только начало их приключений - в дальнейшем им предстоит разоблачить предателя, спасти бриллианты российской императорской короны.

Как говорится, все полезно, что в рот полезло - в сюжете режиссер, сценарист, продюсер Глеб Шпригов и режиссер Олег Фесенко (они часто работают вместе, составляя творческий тандем) смешали и «Турецкий гамбит», и «Неуловимых мстителей», и «Пана Володыевского», и, разумеется, «Гусарскую балладу». Развесистая клюква? Но одних военных костюмов, пошитых для съемок фильма, хватит на целый батальон - причем при изготовлении использовались эскизы периода наполеоновских войн. Аналогичным образом было воссоздано и оружие главных героев. Заметен профессиональный подход и в подборе актеров - свежие незаигранные лица (Александр Соколов, Анна Чипковская) в главных ролях, звезды (Сергей Безруков, Анатолий Белый, Валерий Николаев, Борис Клюев, Ольга Кабо, Владимир Гостюхин) - во второплановых. Плюс натурные съемки в Польше. Конечно, «Война и мир» получилась едва ли - но на еще один «Турецкий гамбит» вполне надеяться можно.

Алексей ГУЛЯНИН