Как вы думаете, каким королевством заправлял сын киевской княжны Ингеборги Мстиславовны и правнук Владимира Мономаха Вальдемар I Великий? Конечно, Данией. И жил при нем некий ученый муж именем Саксон Грамматик, создавший 16-томную хронику «Деяния данов». В одном из томов он поведал историю принца Амледа, чьего папу злодейски порешил родной брат. Амлед отомстил эпически.

Века спустя Вильям Джонович Шекспир сюжет у Саксона Грамматика творчески умыкнул и изваял свою самую длинную и знаменательную трагедию, назвав ее именем сами-знаете-кого. А в 1994 году датчанин Габриэль Аксель восстановил историческую справедливость, сняв драму «Принц Ютландии» - версию, изложенную Грамматиком. Снял жестко, кроваво, по-викинговски: без соплей, вливания яда в ухо и бубнящих в полночь призраков. Фильм в четверг, в 0.30, покажет СТС. Актеры - хорошие. Смотреть - отбрасывая шелуху шекспировских измышлений - будет наверняка интересно.

А теперь скакнем еще на несколько веков. Мы тут днями отметили 400-летие скончания Смуты. История давняя, укутанная слоями идеологии и мифотворчества. Полешек в костер полемики подбрасывают на «России К». В понедельник, в 1.40, и во вторник, в 14.25, нам в рубрике «Академия» предлагают лекцию «Польский взгляд на Смутное время». Лектор - польский историк и дипломат Хиероним Граля.

Пан Граля, будучи дипломатом, долго наводит тень на плетень: Москву величает Первопрестольной, поляков - ляхами, отвешивает реверансы Пушкину и гениальному Глинке. А на 10-й минуте не выдерживает и взрывается: «Ну о какой «польско-шведской интервенции» можно говорить?! Если в то время злейшим врагом Польши была Швеция? А король Польши Сигизмунд III Ваза вел войны с дядей - герцогом Седерманландским Карлом, незаконно лишившим его шведского престола? И оба хотели усадить на московский трон своих сыновей - один Владислава, второй Карла Филиппа? И обоих, кстати, поддерживали симпатизанты из русского боярства».

Получается, наша Смута была лишь окраинными разборками двух европейских сверхдержав? От такого «взгляда» оторопь берет. Но послушать точку зрения вековечных заклятых друзей, согласитесь, любопытно.

Понедельник

Осторожно: британское нашествие! Вот «Друзья Питера» - комедия, в которой снялись старые друзья, вместе игравшие в театральном кружке, будучи студентами Кембриджа, - Стивен Фрай, Хью Лори, Эмма Томпсон. Там еще ее муж - Кеннет Брана - снялся. Мало того - он же и режиссер фильма. Нельзя не отметить подбор музыки: от Оффенбаха и Пуччини до Эрика Клэптона и Фредди Меркьюри. И чтобы уж совсем вас шокировать: нам споет будущий доктор Хаус - Хью Лори. Поет, впрочем, не он один. А еще и Мартин Фримен - в британской же комедии «Конфетти». А Эмма Томпсон - сценаристка и исполнительница главроли в семейной комедии «Моя ужасная няня». «Домашний», 23.30, «Первый», 1.30, и «ТВ-3», 14.00.

Устали от британцев? Отдохнуть можно на старой доброй советской комедии «Девушка с характером». А если современные российские хохоталки и всепроникающий Иван Ургант не вызывают у вас отторжения, то и на «Неваляшке». СТС, 1.45, и «Перец», 9.30.

Хотя лучший фильм дня в 1.45 покажет «Петербург». «Торпедоносцы» - кино пронзительно-правдивое во всем. И в деталях формы, и в погружении создателей в кровавую повседневность военной работы - без какой-либо романтизации.

Вторник

«Написал о любви - закрыл тему!» - есть такой литературный анекдот о самовлюбленных поэтах. В действительности же о любви писать и снимать кино можно бесконечно. Потому что она всегда разная. У нас сегодня имеется любовь-вестерн - «К северу от Аляски» с Джоном Уэйном, любовь-триллер «Одержимость», любовь-комедия «Любовь к собакам обязательна» и любовь-мелодрама «Дикое сердце». Перефразируя поэта, умевшего любить не только себя: «Все любови хороши - выбирай на вкус». «Первый», 2.20, «ТВ-3», 1.00 и 3.15, «Домашний», 23.30.

Лишь почти полвека спустя уцелевший в «Ржевской мясорубке» фронтовик Сергей Микаэлян нашел в себе силы снять фильм о той войне. «Сто солдат и две девушки» - драма. Но в ней много юмора, потому что, как вспоминает Микаэлян: «На войне мы много смеялись - в перерывах между смертями». Да, как обычно, «Петербург» показывает достойный фильм поздно - в 2.40. Но постарайтесь его посмотреть или записать - он того стоит.

«Великая забытая война» - так озаглавлена встреча историков на «России К», посвященная войне, которую мы проиграли, - Первой мировой.

Среда

Сетевой критик Борис Новиков утверждает, что «Хелен Миррен прекрасна, как две Моники Беллуччи». Я Елену Васильевну Миронову тоже бесконечно уважаю, но тут Новиков лишку хватил. И одной Моники достаточно, чтобы у тебя остановилось сердце - как у персонажа то ли комедии, то ли драмы «Сколько ты стоишь?». Что уж говорить о двух? Не верите? Тогда включайте в 1.15 «Первый» и смотрите очередную работу любителя все ставить с ног на голову, оскароносца и каннского лауреата Бертрана Блие.

«Дорога на Арлингтон» - отличный триллер, своего рода фильм-предчувствие (пояснять не буду, а то вам смотреть неинтересно будет). А посмотреть стоит: уж больно хороши и неожиданны обычно играющие обаяшек Тим Роббинс и Джоан Кьюсак. «Рен-ТВ», 22.55.

А уж как хорош Юрий Богатырев в «Объяснении в любви» - слов нет! За убедительность созданного образа можно аплодировать стоя - особенно с учетом особенностей биографии Юрия Георгиевича. «Петербург», 2.00.

Четверг

«Жених с того света» должен был стать первым полнометром Леонида Гайдая, но дяденьки с цензурными ножницами сделали Леониду Иовичу обрезание до 51 минуты. Получилось все равно смешно. «Звезда», 1.25.

В ромкоме «Обещать - не значит жениться» снялись почти все относительно молодые актрисы, которых американцы считают красивыми. А настоящая красавица Шарлиз Терон щелкает сейфы, как белочка орешки, в криминальном боевике «Ограбление по-итальянски». «ТВ-3», 23.00, и СТС, 21.30.

Лоботрясам, качающим рефераты из Интернета, на помощь приходит «Карусель» - в 22.55 и 23.20 экранизация толстовской прозы «После бала» и «Кавказский пленник». Последний рассказ, оказывается, автобиографичен: Льва Николаевича в 1853 году под крепостью Грозной едва не взяли в плен чеченцы.

Пятница

«Первый» показывает «Незамужнюю женщину» - драму Пола Мазурски, реализм которой доходит до натуралистичности. Самое то, чтобы включить ТВ в 2.20?

«На прощальной вечеринке выпускников мединститута секретарь обкома комсомола начинает пропаганду половой распущенности. Вечеринка превращается в оргию», - можете себе представить, что такой фильм сняли в СССР в 1940 году? Я - нет. Тем не менее - «Закон жизни». Ленту раскритиковал Сталин, и она легла на полку. Любопытно, что за пять лет до этого сценарист Александр Авдеенко обещал: «Когда моя любимая девушка родит мне ребенка, первое слово, которому я его научу, будет - Сталин».

«Кардиограмма» ученика Сергея Соловьева Дарежана Омирбаева удостоена нескольких призов на кинофестивалях по всему миру. Профессионалы ленту хвалят и видят в ней цитаты из Трюффо, Годара, Антониони. «Россия К», 10.20 и 0.15.

Суббота

Отдохнули от англичан? А они тут как тут! У Сэма и Люси нет детей. А они очень их хотят и очень стараются. Все это - комедия. А что вы хотели, если режиссер «Все возможно, детка!» - Хью Лори? О серьезной проблеме с юмором - то же самое можно сказать и о «Детях Сэвиджа»: взрослым детям приходится ухаживать за слабоумным стариком-отцом. Великолепны (впрочем, как всегда) Лора Линни и Филип Сеймур Хоффман. «Домашний», 23.30, и «Первый», 3.25.

Воскресенье

Британская оккупация продолжается. ТВЦ пичкает нас сладенькой биографией «мамы всех королей Европы» - «Молодая Виктория», а на «России К» еще одна кинобиография - «Черчилль, или Надвигающаяся буря». 1.30 и 22.15.

К счастью, 18 ноября исполняется 85 лет Эльдару Рязанову. Как же не пересмотреть его «Берегись автомобиля»? «Первый», 15.15.

Фото:
«Берегись автомобиля», воскресенье, «Первый», 15.15.
Фото:
«Отпуск за свой счет», пятница, «Звезда», 1.10.
Петр БОЛЫЧЕВ