Когда рушится исполин, всегда стоит большой грохот: библейская победа Давида над Голиафом до сих пор остается притчей во языцех. Разумеется, в жизни такие случаи происходят крайне редко, о чем на практике знает каждый из нас. Как говорил Наполеон, войну выигрывают большие батальоны, и в 99 процентах случаев победа остается за Голиафом.

Вот и на этой неделе: с одной стороны, «Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 2», голливудский блокбастер со 131-миллионным бюджетом, с другой - малобюджетная (даже по скромным российским меркам) трагикомедия Михаила Сегала «Рассказы». Голиаф и Давид.

Рассказывать о Голиафе этой недели в какой-то мере так же трудно, как и о последних сериях «Гарри Поттера». Тем, кто не смотрел предыдущие, это неинтересно (все равно не пойдут), те, кто смотрел, и так не пропускают ни одной новости о любимой франшизе. Поэтому не буду останавливаться на сюжете, отмечу лишь, что финал по сравнению с книгой изменен, причем изменение это авторизовано самим автором, Стефани Майер.

Еще одна тонкость. Немаленькая цифра бюджета впечатляет, однако, по некоторым данным, собственно на фильм из нее было потрачено менее двух третей, остальное - затраты на актерские гонорары и рекламу. С учетом этого перед нами скорее средняя голливудская постановка. Однако не забудем и то, что первая и вторая части делались одновременно, что могло помочь оптимизировать расходы и за меньшие деньги снять более масштабное зрелище.

О качестве подобных «Сумеркам» киносериалов судить еще труднее. Для фанатов главное - насколько точно соблюдена буква первоисточника, шаг вправо, шаг влево карается высшей мерой. Кинокритики используют другую систему координат и с удовольствием ставят таким лентам низкие оценки. Результат - при среднем рейтинге на www.metacritic.com в районе 45-50 (из 100) общие сборы всех «Сумерек» - в районе 2,5 миллиарда. Вообще, если другие франшизы создают творцы, а продолжают ремесленники, то здесь - наоборот, постановщик с ярко выраженным самостоятельным почерком Билл Кондон («Боги и монстры») появился в самом конце. В первой части ничего экстраординарного он не создал (и даже заработал «Золотую малину» за худший сиквел), но свои 700 миллионов лента собрала. Так что, может быть, на второй нас ждет творческий реванш.

И напоследок - об известном подтексте «Сумерек», на который многие поклонники саги не обращают внимания. Стефани Майер не раз заявляла, что весь цикл был ею создан под влиянием субкультуры секс-меньшинств. Билл Кондон - известный активист ЛБГТ-движения, и такую соблазнительную возможность заявить о нем он упустил едва ли. Поэтому всем зрителям помимо самого фильма предоставляется и дополнительное развлечение: найти, как режиссер умудрился «засунуть» ЛБГТ-пропаганду в фильм, обойдя при этом не только американскую (PG-13), но и отечественную (12+) цензуру.

«Сумеречную сагу» условно можно отнести к таким картинам, которые трудно воспринимаются по достижении определенного возраста, лет 25-30. Наоборот, «Рассказы» рассчитаны именно на взрослую аудиторию, и не по причине их ограничительного рейтинга 18+ или излишней заумности. Картина достаточно проста и лаконична, с продвинутым (рэп-группа «Каста») саундтреком, вполне себе попсовым кастингом (Андрей Мерзликин, Игорь Угольников, Владислав Лешкевич из той же «Касты») и режиссером-клипмейкером Михаилом Сегалом. Однако рассчитана она на тех, кто сейчас в кинотеатры не ходит, устав не только от несколько однообразного голливудского фастфуда, но и от маскирующегося под наше старое кино отечественного трэша. Именно они могли бы быть аудиторией главного европейского хита прошлого года, картины «1+1», которая из-за внешней непривлекательности сюжета (дружба парализованного инвалида и его слуги-негра) в отечественный прокат так и не попала.

…Автор приносит в издательство рукопись рассказов. Рукопись не берут в печать, она отправляется в корзину, но у всех, кто хоть как-то соприкоснулся с нею, меняется жизнь - в жанре мелодрамы, комедии или даже мистического триллера. Таким образом, перед нами киноальманах из нескольких новелл, снятых, в отличие от множества подобных лент, одним и тем же режиссером. Ближайший аналог «Рассказов», пожалуй, даже не киноальманахи, а картины типа «Столкновения» или «Вавилона», в которых случайность сплетает воедино судьбы множества незнакомых людей.

«Рассказы» - типичный Давид, никакой феерии со спецэффектами и массовыми сценами. «Сумеркам…» он не конкурент. Но в борьбе за своего зрителя «Рассказы» вполне могут достичь успеха. Грубая сила побеждает в 99 процентах случаев. Но и у оставшегося одного процента всегда есть шанс.

Алексей ГУЛЯНИН