Фестиваль «Арктик-джаз-2013» порадовал качеством исполнения, и надо отдать должное организаторам нашего Десятого международного: они собрали совершенно разных по стилю, но высококлассных музыкантов. В среднем зарубежный гость из Дании, Норвегии, Финляндии оказался мужчиной зрелым, в годах, с огромным опытом выступлений на интернациональных джазовых смотринах.

И поскольку джазмены - это люди, как правило, добродушные и с праздничным чувством юмора, строчка Владимира Семеновича из шуточной песенки нашей отечественной юности «Смотрины» как нельзя кстати в заголовке.

Привет из космоса

Но первыми из гостей на сцену самого джазового местечка города - клуба «Ледокол» - вышли наши ближайшие соседи из Карелии. Выпускники Петрозаводской консерватории Алексей Деревлев (гитара), Сергей Шеляпин (контрабас) и Аркадий Соколов (ударные) более десяти лет вместе. Начинали с этнической музыки, с поморскими песнями (тогда в составе была и вокалистка) объехали Европу и Китай. Но, в конце концов, пришли к чисто инструментальной программе, жанр которой укладывается в безразмерный термин «фьюжн» - «сплав».

- Как-то один молодой музыкальный критик обозначил нашу игру «космическим роком», но это по доброте душевной он просто перегнул палку! - говорит Алексей Деревлев.

- А кого вы любили слушать в юности? - подвожу гитариста к ответу, многое проясняющему.

- Пожалуй, Джона Маклафлина и Джорджа Бенсона.

Ага! Все музыканты родом из юности. Маклафлин и его «Махавишну оркестр» в начале 70-х - это, помню, было нечто.

- Нет, я больше слушал следующую его группу «Шакти», где он играл уже не с европейцами, а с настоящими индусами! - поправляет меня Деревлев.

Любопытно, что трио «Аскетикс» исполняет исключительно пьесы собственного сочинения. И я не рискну описывать словами те изумительные инструменталки, от которых обалдела в общем-то искушенная публика. При мне двое почтенных мурманских коллекционеров винила подошли к гостям из Карелии подписать компакт-диск «Подвижники» и все время допытывались, не существует ли этого издания в традиционной грамзаписи?

Опытные меломаны правы. Там столько нюансов, что прослушивать стоит только на самой добротной механике и акустике. Как известно, цифра слегка обедняет звучание смычковых. Да и по богатству басов проигрывает.

А тут Деревлев заиграл на гитаре смычком! Намек на Джимми Пейджа и легендарную цеппелиновскую вещицу «Кашмир». Да и басист Шеляпин играет на так называемой электрине (электроконтрабас) штучной работы одного российского мастера из Ижевска. Для небольшого по объему зала «Ледокола» звук низов наирасчудесный.

Бисировать не возбраняется

Из космоса на грешную твердь приземлил собравшихся датчанин Каспер Сёборг со своим трио. Этническая жизнерадостная музыка в переложении для акустической гитары, бас-гитары и какого-то щипкового инструмента, который я поначалу принял, по ассоциации с предыдущими карелами, за кантеле.

Но нет! Оказывается, это древний восточный инструмент канун, и датский виртуоз Ларс Бо показал класс на всех его шести десятках струн. А затем он же пересел на (именно на!) странный ударный инструмент в виде огромного посылочного ящика, и тут основную солирующую партию взял на себя гитарист Каспер Сёборг. Очень колоритный музыкант с добрым лицом старого рыбака, весельчака и поклонника энергичных мелодий. А уж гитарист от Бога.

Датчан на сцене сменили финны. Зрители, кто жаждал джазового мейнстрима, наконец-то дождались его. Квартет, названный без причуд по имени руководителя группы Терхо Кескитапио, традиционен, как всякое проверенное временем искусство. Сам Терхо играет на гитаре, клавиши - Веса Норванто, ударные - Эско Оллила. Особый шарм звучанию придает акустический контрабас Ханну Раудаскоски - инструмент, к сожалению, редкий в Мурманске.

По всем законам жанра финские гости поочередно закатывали продолжительные соло, чем очень подбодрили публику. Выступление настолько воодушевило собравшихся, что квартету пришлось бисировать, что не характерно для сборных концертов продолжительностью более пяти часов.

Соло на пятиструнке

А вот и долгожданная мурманская группа «Back in the USSR» в составе Сергея Филиппова (электрогитара), Александра Анисимова (акустическая гитара), Мартти Руококоски (бас-гитара) и Сергея Зайкина (ударные).

Об этом квартете наша газета подробно рассказывала в пятничном номере, особо подчеркнув, что в его составе играет на басу финский консул в Мурманске господин Руококоски.

На фестивале же изначально было заявлено, что мурманчане выйдут на сцену как группа сопровождения норвежского блюзового певца Торстейна Фагерли. Однако было бы неразумно разбрасываться местными талантами, и для начала хозяева фестиваля решили сыграть пару вещей на своем поле и из собственного репертуара.

И тут случился казус. Во время исполнения первой же песни у гитариста Филиппова на самом пике сольного запила оборвалась струна. Публика ахнула. Но опытный мастер доиграл соло на вынужденной пятиструнке. И пока он уходил за кулисы для мелкого ремонта инструмента, Анисимов не растерялся и под акустическую гитару спел в утонченном стиле битловскую песню «Blackbird» - именно так она и звучала 45 лет назад! Нет, все-таки к счастью иногда рвутся струны…

Уж не знаю, как для других, но для меня голос норвежца Торстейна Фагерли стал приятным культурным шоком. Нет, это, пожалуй, не баритон, как предварительно заявлялось, а баритональный бас. Да еще и с мужественной хрипотцой. Представляете, как звучат блюзовые стандарты с таким голосиной? Великий Том Вейтс, «самый пропитой голос мирового джаз-рока», отдыхает.

Мало того, седовласый викинг из городка Вадсё еще и на харпе играет! (Момент проигрыша на губной гармошке и попал в объектив.) Не менее десятка блюзов, от вокала которых дрожали много чего слышавшие стены «Ледокола», но самым невероятным сюрпризом оказался блюз работы самого Би Би Кинга - 88 лет в этом году стукнет патриарху жанра. Во всем мире поют и поют его классику, но в Мурманске живое исполнение со сцены я услышал впервые. И радостно, что наши немолодые ребята не подкачали, а ведь подыгрывали норвежцу буквально с листа.

Публика, начавшая подтанцовывать еще на датском выступлении, продолжившая на финском, теперь пустилась в откровенный пляс на норвежско-российском. Расходились со сборного международного концерта далеко за полночь.

…Лучше, чем выпускник Петрозаводской консерватории, гитарист группы «Аскетикс» Алексей Деревлев выразить суть произошедшего в Мурманске события я не в силах:

- Спасибо организаторам за то, что они находят в себе силы противостоять массовой поп-культуре.

Фото: Павел Вишневский
Ханну Раудаскоски (Финляндия).
Фото: Павел Вишневский
Торстейн Фагерли (Норвегия).
Фото: Павел Вишневский
Каспер Сёборг (Дания).
Павел ВИШНЕВСКИЙ