Шуршание бумаги, стук ножниц - а за столом тихо, хотя дети ведут оживленный разговор между собой. Только использовать им приходится язык глухонемых. Литовская художница Одета Браженене недавно провела занятие с детьми с нарушениями слуха. Ребята одной из мурманских школ, они пришли в областной краеведческий музей на мастер-класс по изготовлению национальных вырезанок.

Традиционная техника заключается в создании картин из обычной, как правило, одноцветной бумаги. Многофигурные плоскостные композиции, ажурные, словно настоящее кружево - как рассказывает автор, на ее родине ими с давних пор принято украшать дом.

Плеяда поклонниц этого на первый взгляд нехитрого «ювелирного дела» существует не только в Литве, но и на Украине. Прежде увлечение домохозяек, пытавшихся создать красоту из того, что под рукой, за сто лет превратилось в целое искусство. Одета является одной из самых известных его представительниц.

За вклад в сохранение и развитие народных традиций она награждена «Золотым венком» - наиболее престижной литовской наградой в области культуры. Есть у нее и звание, аналогичное нашему званию народного художника, - «Творец искусства». Поэтично, не правда ли?

В Мурманск Одета Браженене привезла большую выставку, включившую не только вырезанки, но и линогравюры, которыми художница занимается профессионально. Точнее, эти две разные экспозиции, кочующие по России, приехали к нам из Санкт-Петербурга и Петрозаводска и в краеведческом музее слились в единое целое. На следующий день после открытия Одета провела серию мастер-классов для детей, в том числе с ограниченными возможностями.

- Я часто и с удовольствием веду подобные занятия, - говорит она. - И для детей, и для взрослых, и для обычных, и нет. И ни разу не было, чтоб у кого-то не получилась в итоге работа. Но дети особенно легко воспринимают. Посмотрите - они все прекрасные художники!

И правда, в руках разновозрастного народца за столом рождались милые и забавные вещицы. Задание было общим - придумать свое волшебное дерево - один из любимых мотивов произведений Одеты, укорененный в литовском фольклоре. Девчонки мудрили, вырезая бумажное кружево, пацаны работали попроще-помасштабней, кто-то изобразил кота на ветвях, кто-то, чуток отойдя от традиций, сделал стильную декоративную черно-бело-красную вещь - словом, ребята творили с увлечением.

Одета Браженене, консультировавшая их, увлеклась творчеством тридцать лет назад, занимаясь в студии. Не так давно ее гигантская вырезанка - длиной 22 с лишним метра - вошла в Книгу рекордов Литвы.

- Она была посвящена тысячелетию Литвы, работала я целых полгода, было ужасно интересно, что же получится в итоге. Получилась единая композиция из 22 сюжетов - на каждый метр.

Линогравюры мастера также наполнены национальными мотивами: это фольклорные сюжеты, бытовые зарисовки, рождественские вариации, например - кружевное, графическое Рождество, где одежды Мадонны так похожи на литовский орнаментальный костюм... Одета неплохо говорит по-русски, но уже сказывается многолетний языковой разрыв - признается, что ощущает нехватку словарного запаса. Который, к слову, сказался в русских наименованиях работ. «Имела бабушка седого козлика» - подпись на этикетке иллюстрации к всем известной фольклорной потешке заставляет улыбнуться, как легкий прибалтийский акцент.

Впрочем, в последнее время Одета частая гостья в России, приезжает с выставками, участвует в семинарах. Поддержку оказывает государство - она рассказывает, что в Литве весьма развита господдержка народного искусства.

Существует Союз деятелей народного творчества, членство в котором весьма престижно. Минкульт регулярно выделяет стипендии, позволяющие жить «чистым искусством». Поддерживает мастеров даже... министерство сельского хозяйства. В нем разработана программа «Наследие», предполагающая поддержку национальных традиций в самых разных областях.

Ее эмблема значится на книгах, альбомах и открытках с изображением вырезанок, на которые Одета подсадила полстраны, создавая учебные курсы и проводя занятия. Но не только. Такой же знак можно увидеть, например, на колбасе или сыре - главное, чтоб бренд был национальный и ему было не менее ста лет.

Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Татьяна БРИЦКАЯ