Предположение о том, что стартовавший на прошлой неделе «Риддик» без труда обставит всех своих конкурентов, оправдалось если не на 200, то уж на 100 процентов точно. За свой первый уикенд он собрал больше денег, чем все остальные обитатели первой пятерки российского киночарта вместе взятые. Новинка была очень хорошо встречена и в среде рецензентов - любителей и профессионалов, не скупившихся на похвалы в адрес Дэвида Туи и Вина Дизеля. Столь доброжелательная реакция может показаться чрезмерной: «Риддика» трудно назвать эпохальной картиной. Но создатели картины с начала и до конца держали курс на крепкий фантастический боевик в рамках традиций жанра. Так, если вспомнить, например, «Хищника» Джона Мактирнана или даже «Чужих» Джеймса Кэмерона, то особых кинематографических изысков там тоже не было.

Триумф «Риддика» предсказать было в известной степени легко. О результатах же грядущего уикенда самый серьезный анализ скажет не больше (может, и меньше), чем гадание на кофейной гуще. В бой вступают не просто новинки: все три фильма - комедии. А зритель по ним уже успел изрядно соскучиться после череды шумных летних блокбастеров. Итак, встречаем: «Конец света-2013: апокалипсис по-голливудски» - комедия мистическая, «Малавита» - комедия криминальная, «Вот это любовь!» - комедия романтическая.

Сравнив название «Конец света-2013: апокалипсис по-голливудски», под которым лента выходит в России, с оригинальным «This is the End», испытываешь черную зависть к отечественным локализаторам. Вот кто на практике реализовал давнюю мечту отдельных несознательных граждан: «Где бы ни работать, лишь бы не работать!» Хотя формально придраться не к чему - апокалипсис по-голливудски в фильме действительно будет. Голливудские звезды, играющие самих себя (Джей Барушель, Сет Роген, Джеймс Франко, Джона Хилл, Майкл Сера, Эмма Уотсон, Ченнинг Татум), не только в эпизодах или на втором плане, но и в ролях центральных персонажей; катастрофические бедствия - жертвами становятся эти самые звезды; наконец, огромное количество шуток и эпизодов фривольного толка - и опять-таки с участием звезд, играющих самих себя! Любопытно, что «Конец света…» снимался фактически без сценария, на чистой импровизации, и излюбленной забавой режиссеров-дебютантов Сета Рогена и Ивэна Голдберга было изводить актеров, предлагая им сыграть что-нибудь очень смешное и в то же время необыкновенно неприличное.

В целом «Конец света…» можно охарактеризовать как гибрид «Догмы» с «Мальчишником в Вегасе». По отдельности обе упомянутые картины, может, и поинтереснее. Это, однако, отнюдь не делает «Конец света…», одну из самых популярных комедий года в США, плохим фильмом. В конце концов, новичкам в режиссуре можно простить многое.

В отличие от «Конца света…» «Малавита» вполне традиционна - с академичной драматургией и персонажами. Главные герои - живущий под прикрытием программы защиты свидетелей мафиози со своими близкими. Поначалу они пытаются свыкнуться со своим новым положением, но в конце концов не выдерживают, то и дело прибегая для решения жизненных проблем к эффективным бандитским методикам.

«Малавита» - явный аутсайдер критических обзоров. Тем не менее, скорее всего, эта лента лучше ее репутации. Если для «Конца света…» сделали скидку на малоопытность постановщиков, то «Малавите» каждое лыко ставят в строку: режиссер ленты Люк Бессон по-прежнему воспринимается многими как великий создатель «Голубой бездны» и «Подземки», а исполнитель главной роли Роберт Де Ниро - как икона американской школы актерского искусства. Однако, если заранее (как в случае с «Риддиком») надежды на шедевр убрать в чулан, «Малавита» доставит немало удовольствия. Хотя бы за счет сценария, отличного актерского состава (Роберт Де Ниро, Мишель Пфайфер, Диана Агрон, Томми Ли Джонс, а также Винсент Пасторе - Пусси из «Клана Сопрано») и чувства стиля Бессона.

Романтическая комедия «Вот это любовь!» снята на белорусские деньги, на белорусской натуре, но со смешанной российско-белорусской съемочной группой и на русском языке. Откровенно говоря, сценарий ленты оригинальностью не блещет: взяли «Девушку без адреса», поменяли персонажей (их играют Сергей Годин и Вера Баханкова) местами, перенесли действие в современную Беларусь. Для пущей привлекательности на второплановые и эпизодические роли добавили Константина Крюкова, Елку и резидентов «Comedy Club». Кинематографическое качество получившегося в результате, на мой взгляд, средней руки. Но, как уже говорилось, заранее предсказать ничего нельзя. Какой из названных фильмов придется по вкусу зрителям, узнаем на будущей неделе.

Кстати. Большинство комедий обычно предназначены для семейного просмотра. Но не в этот раз. Ни на одной из трех представленных картин детям делать нечего (ограничения «16+» - «18+»). С точки зрения детей, это, наверно, плохо. Но взрослые могут придерживаться и иного мнения.

Алексей ГУЛЯНИН