Минувший уикенд, если не вникать в частности, вполне обычен для российского проката. Вышли в свет три новые картины - «Гравитация», «Астрал: глава 2», «Все включено-2» - три новых названия появились на первых местах киночарта.

Гораздо более любопытной картина получается, если в эти частности вникнуть. Одна из них - наработка на копию: по этому показателю первым идет отнюдь не «Гравитация», а фильм ужасов «Астрал: глава 2».

Это же относится и к фильму-концерту «Metallica: сквозь невозможное». Формально - ничего выдающегося, всего лишь девятое место. Фактический же результат, опять-таки с учетом наработки на копию, лучше, чем, например, у «Va-банка» и «Околофутбола» (соответственно, четвертое и пятое места).

Сравнительно с мировыми кассовыми результатами Россия на сей раз движется в общем потоке. «Гравитация» в американском прокате поставила рекорд сборов для октябрьских премьер, «Астрал: глава 2» сделал то же самое, только в сентябре. «Metallica: сквозь невозможное» в относительном исчислении (исходя из места в чарте в первый уикенд проката) в России собрала примерно столько же, сколько и в США. Что же касается успеха «Все включено-2» - в данном случае это не более чем национальная специфика.

Возвращаясь к лидеру минувшего уикенда, отмечу: октябрь был выбран для премьеры далеко не случайно. Во-первых, нет конкуренции со стороны «летних блокбастеров». Во-вторых, уже вовсю полыхают зарницы оскаровских номинаций - до составления списков выдвинутых картин осталось совсем немного времени. Приз киноакадемии за лучший фильм «Гравитации», скорее всего, не достанется (не факт, что она окажется даже в списке номинантов), но в числе кандидатов на так называемые технические «Оскары» (операторская работа, монтаж, звук, специальные эффекты и т. п.) она наверняка будет фаворитом.

Оскаровская тема прошлой недели - не одна «Гравитация». Теоретически возможна номинация на «Оскар» (за музыку или песню) для «Metallica: сквозь невозможное». Практически же прорваться «сквозь невозможную» нелюбовь к хэви-металлу американских киноакадемиков у фильма нет никаких шансов. Впрочем, создателей ленты (сиречь заглавных героев картины) это не особо разочарует - они же клятвенно заверяли, что она была снята исключительно для фанатов группы…

Никуда не деться от самой престижной киностатуэтки и на этой неделе. Одна из новых лент, фантастическая драма Джона Хаддлса «Философы: уроки выживания», близка по стилистике к «фильмам оскаровского формата». Другая, «Сталинград» Федора Бондарчука, уже оперативнейшим образом (еще до ее официальной российской премьеры!) представлена отечественным оскаровским комитетом к выдвижению на приз киноакадемии в категории «лучший иностранный фильм».

«Философы…» интересны своей драматургической идеей - смешать «Эксперимент» с «Королевской битвой» и посмотреть, что из этого выйдет. Преподаватель философии в качестве экзамена предлагает 20 студентам провести эксперимент. Используя лишь силу логики, они должны сделать выбор, кто из них сможет получить место в подземном бункере - единственном убежище от приближающейся ядерной катастрофы. Бункер рассчитан на десять человек, а это значит, что тех, кого не выбирают, ожидает смерть… Актерский состав «Философов…» также недурен. В роли преподавателя - Джеймс Д,Арси («Хичкок», «Облачный атлас»), в числе же студентов - звезды популярных детско-юношеских теле- и киносериалов, в том числе Бонни Райт/Джинни Уизли из «Гарри Поттера…». Потенциально - культовый фильм, которым «Философы…», по общему мнению, все же не станут. Такой проект мог бы потянуть кто-то типа Джо Карнахана («Схватка»), но не никому не известный Джон Хаддлс, чей предыдущий фильм «Поместье» был снят аж 15 лет назад... Смотреть, конечно, можно - но фанаты у «Философов…» вряд ли появятся.

Наоборот, «Сталинград» Федора Бондарчука, скорее всего, станет предметом самых жарких споров. Как доказательство - отрывки из рецензий на фильм профессиональных кинокритиков: «Не идеальный фильм, но он хочет таковым быть, порой перегибая палку». «..В этом произведении главным достоинством… является никак не тонкость и нервность, а… самоуверенность и оглушительный натиск». «Художественно и идейно расхристанный, но зато эффектный и занимательный российский военно-исторический блокбастер». «Фильм Федора Бондарчука отдает грандиозным фейерверком». «Печально, что из-за желания одновременно развлекать и пугать «Сталинград» превратился в кино про войнушку для 12-летних». «Сталинград» - хороший фильм. Не шедевр, но таковых в постсоветском коммерческом кино и не встречалось». «Это современное коммерческое кино не про героизм, а про ад».

Алексей ГУЛЯНИН.