Последний каникулярный уикенд закончился не совсем так, как ожидалось. Да, по абсолютным сборам «детско-юношеское кино» уверенно лидирует в первой пятерке: соотношение 4,2:1 в его пользу. Однако без «Тора 2: царства тьмы» (первое место в киночарте), давшего 79 процентов кассы фильмам для самых молодых зрителей, картина уже иная. «Индюки. Назад в будущее» (третье место) и «Облачно…2: месть ГМО» (четвертое) - два полнометражных мультфильма без возрастных ограничений! - собрали в полтора раза меньше, чем «Горько!» (второе) и «Географ глобус пропил» (пятое) - две отечественные ленты с ограничением «16+». Особенно показателен успех «Географа…». Серьезная психологическая драма, казалось бы, интересная массе зрителей, разве что с Хабенским в главной роли, по своей кассе лишь ненамного отстала от «Облачно…2».

Вслед за «Географом…», снятым по мотивам одноименного романа Алексея Иванова, на этой неделе нам предстоит встреча еще с двумя экранизациями. Их так и хочется назвать «классики и современники»: «Три мушкетера» и «Телекинез» (по Стивену Кингу).

Делать кино по классическим произведениям очень легко - о чем фильм, всем известно (часто до мельчайших подробностей), в том числе не только сценаристу, режиссеру, продюсеру и актерам, но и широкому зрителю. Но по тем же причинам это и чрезвычайно трудно - классика очень удобна для чересчур академичного, откровенно банального и попросту плохого кинематографического прочтения. Не случайно к числу лучших экранизаций русской классики киноведы относят фильмы Акиры Куросавы, переносившего все действие в Японию и вообще весьма вольно трактовавшего первоисточники.

Видимо, нечто подобное было в первоначальных намерениях создателей «Трех мушкетеров». Так, если дАртаньяна играет Риналь Мухаметшин, то Атоса, Портоса и Арамиса - Юрий Чурсин, Алексей Макаров и Павел Барщак. Дюма ведь подчеркивал гасконское происхождение дАртаньяна далеко не случайно! Даже во Франции Наполеона, не говоря уже об эпохе кардинала Ришелье, Гасконь воспринималась примерно так же, как в России - ее самый дальневосточный регион. Рецензенты обратили внимание и на стремление сделать не иллюстрацию к роману, а фильм по мотивам, и на отсутствие пиетета по отношению к более ранним экранизациям. Тем не менее все без исключения первые критические отзывы на ленту оказались отрицательными. И основная вина, судя по всему, здесь лежит на Сергее Жигунове - режиссере, продюсере и авторе сценария. Недостатки фильма, отмеченные рецензентами, - неряшливый сценарий, несыгранность актерского ансамбля, нескладный ритм повествования - относятся именно к его «ведомству». Упреков заслуживает и еще один сценарист, Андрей Житков (из 35 работ 32 (!) сериала), но привлек-то его к сотрудничеству именно Жигунов.

…Москва, 1990-е. Абориген вышеупомянутого дальневосточного региона, чей папа служил в одном полку с командиром московского ОМОНа, посылает своего сына делать карьеру в столицу. Там его сначала обманывают мошенники, затем в штаб-квартире ОМОНа молодой человек ссорится с тремя самыми крутыми бойцами и соглашается на бой без правил последовательно с каждым из них… Представляете, какой мог бы получиться фильм? А вместо этого - «Три мушкетера».

В соревновании на самое нелепое локализаторское название «Телекинез» наверняка мог бы претендовать на лавровый венок победителя. Есть классический роман Стивена Кинга Carrie, переведенный на русский как «Кэрри». И фильм в оригинале - тоже Carrie, но дистрибьюторы посчитали, что русский зритель этого не поймет… По такой логике «Преступление и наказание» должно именоваться «Двойное убийство топором».

Внешне «Телекинез» - качественная экранизация фантастической классики. Главную героиню играет звезда дилогии «Пипец» Хлоя Грей Морец, которая и по имиджу самой известной роли (подростка-отщепенца с физическими сверхспособностями), и по 15-летнему возрасту как раз подходит для Кэрри - школьного «гадкого утенка», открывшего в себе телекинетический дар. Вообще, сценаристы очень бережно отнеслись к тексту романа - «Телекинез» одна из наиболее адекватных Кингу постановок. Режиссер - Кимберли Пирс, номинировавшаяся на «Оскар» за «Парни не плачут». В США лента банка не сорвала, но свой бюджет окупила.

Тем не менее «Телекинез» нельзя отнести к числу удачных экранизаций Стивена Кинга, и в этом единодушны все рецензенты. Сказалось «эхо» блестящей экранизации 1976 года с Сисси Спейсек в главной роли: играть после нее Кэрри все равно что воплощать образ Раскольникова после Георгия Тараторкина. Но главная причина - та же, что и у «Трех мушкетеров»: плохая режиссура. Кимберли Пирс сделала себе имя на картине о страданиях транссексуалов, объективно оценить которую было политически некорректно. В «Телекинезе» не было ни капли ЛБГТ: покажи, что ты значишь как режиссер «по гамбургскому счету»! И Кимберли Пирс это успешно показала.

Классика - хорошее подспорье для постановщика: подробное знание зрителями сюжетной канвы позволяет использовать самые необычные трактовки. Но при этом и оцениваются такие ленты более сурово. Виной - первоисточник: назвался груздем, изволь соответствовать его качеству.

Алексей ГУЛЯНИН.