В ноябре в прокат вышел фильм «Распутин», ожидается выход в эфир его телевизионной версии. Особенность этого российско-французского проекта в том, что заглавную роль Григория Распутина сыграл Жерар Депардье, ставший не так давно гражданином России. Подробностями работы в «Распутине», своими дальнейшими проектами и планами в нашей стране Жерар Депардье поделился с читателями.

- Господин Депардье, это правда, что Владимир Путин лично читал сценарий «Распутина»?

- Да, мы ему отправляли. Я знаю, насколько важны для президента вопросы, связанные с историей страны, и в особенности с той эпохой. А мне было важно показать, каким образом я вижу Россию, а также исторический эпизод, связанный с Распутиным. Мне удалось рассказать ему об этом лично.

- А кто писал сценарий фильма?

- Сценарий писала французская сторона. Я решил работать с французскими авторами, у которых был опыт работы над историческими фильмами и которые могли бы взглянуть на историю России более беспристрастно и объективно, чем русские. В то же время сценарий был отдан на прочтение российской стороне - историкам, духовенству и киноработникам.

- Вы были инициатором производства фильма?

- Об этом стоит сказать отдельно. В 2009 году я предложил заняться съемками фильма «Распутин» Арно Фрилле и его продюсерской компании «B-Tween». У Арно русские корни, и он бывал в России с начала восьмидесятых. Я хотел, чтобы съемки непременно проходили в России и с русской съемочной группой. Мы сделали ставки на международный кастинг актеров, красивые декорации, интенсивные съемки и новое видение истории. И это было бы прекрасным приключением. Но дальше начались трудности…

- С чем?

- С финансированием. Потому что все немного боятся России, и за несколько недель до начала съемок крупный французский сопродюсер, выступавший одним из главных источников финансирования, отказался от проекта. Он считал, что деньги будут бесконтрольно тратиться. Французская сторона некрасиво повела себя, и нам с Арно Фрилле пришлось срочно принимать меры. Я очень благодарен ему за то, что он не сдался в последний момент. У нас не было выбора: механизм был уже запущен, и нужно было снимать кино.

- Насколько мне известно, Россия также участвовала в финансировании «Распутина»?

- Телекомпания ВГТРК увеличила свой вклад до шестидесяти процентов бюджета фильма, оставшуюся часть профинансировал лично Арно Фрилле и его продюсерская компания «B-Tween», плюс некоторый процент был от предпродажи картины телевизионным каналам «France Televisions» и «Arte» во Франции. В результате фильм обошелся в шесть миллионов евро.

- В России только сейчас начался прокат «Распутина», а во Франции он вышел еще в 2011 году. Почему же так получилось?

- Мы снимали телевизионный фильм по договору с «Artе» и «France Televisions», и «Распутин» несколько раз был показан во Франции с очень хорошими рейтингами. С российской стороны права на выход в кинозалах купила ВГТРК, и они создали свою киноверсию фильма.

- То есть это два разных фильма?

- Не совсем так. Режиссером фильма была замечательная Жозе Даян, хорошо известная в кино своими работами в историческом жанре. Незадолго до показа фильма во Франции я послал копию президенту Владимиру Путину, и он мне прислал очень хороший ответ. Однако российский дистрибьютор пожелал сделать другую версию для показа в кинотеатрах России и на территории СНГ. Раз это нужно российской публике - значит, нужно доверять! В результате режиссер Ираклий Квирикадзе внес изменения в монтаж, что повлияло и на повествование. То есть, строго говоря, Ираклий за камерой не стоял, но в качестве режиссера принимал участие в художественной интерпретации фильма. Актеры те же и картинка та же, но разница есть!

- Вы сыграли одного из самых противоречивых героев русской истории. Одни считали его пророком, другие - проходимцем. А чем вас он так заинтересовал?

- Распутин - очень интересная фигура, а последние пятнадцать лет я только и думал, как бы мне сыграть его на сцене. Всегда чувствовал некую близость с ним. Меня захватило то, что этот простой старец из ниоткуда смог так близко подобраться к власти. Это в некотором смысле необъяснимо. По правде говоря, эпоха была смутная, волнения царили не только в России, но и во всей Европе... Я считаю Распутина универсальным героем, которого можно встретить в разные периоды в разных странах.

- Но у французских и русских историков взгляды на него наверняка отличаются. Вы изучали какие-то источники?

- Еще бы! Я вообще болел этой идеей - снять кино в России и о России. О Григории Распутине мало что было известно - несмотря на то что были сняты десятки фильмов. В них он всегда показан с одной и той же стороны. Поэтому для начала я хотел воссоздать для себя то время и попытаться понять героя в историческом контексте, отбросив все стереотипы и карикатуры. Всем известны книги Юсупова и Анри Труайя, с которым я много работал еще двадцать лет назад. А сейчас, когда российские архивы стали более доступны, появилась возможность переосмыслить ту эпоху да и роль Распутина в ней.

- И какова, на ваш взгляд, эта роль?

- Распутин не играл той важной роли государственного масштаба, которую ему всегда приписывали. Однако он появился в особый момент, который помог ему прославиться и прогреметь на всю Россию. Что в результате его и погубило.

- Я знаю, что «Распутин» - не единственный ваш совместный проект в России с Арно Фрилле. Это так?

- У Арно большие планы по съемкам в России. По его предложению я сыграл роль в комедийном сериале «Зайцев+1». Еще мы совместно поработали в Чечне, где снимался фильм «Виктор». Это классический гангстерский боевик, съемки которого проходили целиком на английском. Сейчас Арно работает над тремя историческими телепроектами - о Емельяне Пугачеве, Петре Столыпине и Александре I.

- Чем вас заинтересовал сериал канала ТНТ «Зайцев+1»?

- Когда Арно Фрилле заговорил со мной об этом проекте, я выразил сомнение, поскольку ТВ-сериалы меня не привлекают вообще. Но когда прочитал историю, которую мне предложили сыграть, она очень понравилась. Эпоха «перестройки» как переходная зона между советским строем и ураганом девяностых. Обсуждать эту эпоху, которая для многих была очень нестабильной и одновременно полной надежд, обсуждать ее с юмором, с ностальгией - меня это действительно заинтересовало. Плюс молодая, динамичная и симпатичная команда TНT - они хорошие профессионалы. Этот опыт был большим счастьем, я хорошо развлекся!

- Вы владеете несколькими ресторанами в Париже. Не планируете открыть что-то похожее в Москве? И если да - в каком стиле?

- Я бы очень хотел открыть свои рестораны в России… Что касается стиля - никогда не спрашивал себя, какой ресторан нужно сделать, чтобы понравиться публике. Я собираю различные блюда, различные кухни, выбираю поваров по своему вкусу - и мои рестораны всегда полны! И в России я буду действовать таким же образом: озабочусь качеством продуктов, узнаю, откуда они поставляются и как производились. Речи нет о кухне в стиле «био» - я говорю просто о здоровой кухне. Это касается всех продуктов, мяса и вина. Я сделаю простую кухню с традиционными блюдами, с хорошими продуктами. Что еще важно - это персонал! Всем известно, что Москва работает двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю. Но заставлять персонал работать по тринадцать часов в день нехорошо. Я хочу, чтобы и атмосфера в моем ресторане, и персонал, и кухня - все было приятным и удобным. Надеюсь, что это возможно и для Москвы, и для Саранска.

К нашей беседе присоединился директор компании «B-Tween» Арно Фрилле:

- Мне 40 лет, и я впервые приехал в Россию в 1982 году для того, чтобы посмотреть страну моих прадедов. Эта поездка произвела на меня неизгладимое впечатление, и с тех пор я возвращаюсь сюда каждый год. Моя семья работает в киносфере на протяжении четырех поколений, поэтому неудивительно, что мне захотелось работать с Россией именно в этой сфере. Я знаком с Жераром с самого детства. Он обожает Россию и прекрасно знаком с культурой вашей страны. Он уже давно мечтал снимать здесь кино, этим мы с ним с большим удовольствием и занимаемся сейчас.

Марина ДОЛГОРУКАЯ (ИА «Столица»)