Битва местных и залетных продолжается: российские фильмы собирают меньше, но не сдаются. Первые три места отечественного киночарта - «Тор-2: Царство тьмы», «Телекинез» и «Starперцы» (идея сюжета - те же «Неудержимые», только с Дугласом, Де Ниро, Фримэном и комедия, а не боевик), сразу за ними - наши «Горько!» и «Географ глобус пропил». Как и на прошлой неделе, абсолютные сборы у «иностранцев» больше в несколько раз; опять-таки, если обратить внимание на качественные показатели («Горько!» и «Географ…» в первой пятерке уже не первую неделю), патриотические чувства будут не так уязвлены.

Если же отвлечься от общей картины подъема интереса зрителей к российскому кинематографу и обратиться к диссонирующим ей частностям, неизбежен следующий вопрос. Почему такой внешне многообещающий проект, как вышедшие на прошлой неделе российские «Три мушкетера», провалился с треском и в пятерку не попал, а стартовавшие одновременно с ним «Телекинез» и «Starперцы» там оказались?

Может, повлиял высокий бюджет иностранных лент? Однако с учетом гораздо более низкого уровня зарплат в России, чем в США, 12 миллионов «Трех мушкетеров» вполне стоят 30 «Телекинеза» и 28 - «Starперцев». Обилие звезд? В «Телекинезе» их нет (за душой у Хлои Грей Морец только «Пипец», второплановую Джулианну Мур у нас знают мало), в «Starперцах» - есть, но все они изрядно пенсионного возраста. Можно обрушиться на критиков, не поддержавших отечественного производителя (положительные рецензии на «Трех мушкетеров» были крайне редки), однако «Телекинез» и «Starперцы» тоже встречены не слишком-то ласково.

Видимо, на печальную кассовую судьбу «Трех мушкетеров» повлияли два обстоятельства. Одно - «тень» от знаменитого мини-сериала Георгия Юнгвальд-Хилькевича и не менее знаменитого сериала о гардемаринах (автор сценария, режиссер и продюсер - Сергей Жигунов!). И от того, и от другого надо было жестко дистанцироваться еще в предсъемочный период. Либо же наоборот, забыв про творческие амбиции, снимать римейк. В первом случае при удаче могло получиться что-то типа «Мушкетеров» Пола У. Андерсона (в России эта лента прошла очень неплохо), во втором - нечто похожее на «Служебный роман. Наше время» (ее кассовые сборы были еще более высокими). Создатели «Трех мушкетеров» попытались усидеть на обоих стульях - с ожидаемым результатом.

Второе обстоятельство - более общего характера. Почему всегда, когда заходит речь об отечественном кинематографе, рефреном звучит: «Боюсь идти на наш фильм - вдруг покажут несусветную дрянь!», а о голливудских картинах (как бы ни ругали американскую фабрику грез) этого никогда не говорят? Из-за их высочайшего среднего уровня. Слаженность работы над лентой такова, что неудачи одних полностью или частично компенсируются успехами других. И потому знаменитое сарафанное радио плохой американский фильм рецензирует как «один раз посмотреть можно». Плохая же наша картина аттестуется тем же сарафаном как «зря потраченное время»: лопухнулся кто-то - сыпется весь фильм. Это, судя по отзывам, и случилось с «Тремя мушкетерами».

Ну а теперь от причитаний над скорбной действительностью российского творческого кинопроцесса обратимся к новинкам экрана - может быть, они нас чем-то обрадуют?

Те, кто слышал про Голливуд, слышал про сиквелы. На этой неделе нас и ожидает премьера сиквела «Голодные игры: и вспыхнет пламя». В принципе сюжет, основанный на втором романе трилогии Сьюзен Коллинз, ничего оригинального собой не представляет: опять те же самые гладиаторские бои в постапокалиптическом мире будущего. Несколько улучшился актерский состав - из второплановых новичков заслуживают упоминания Джина Мэлоун, Филип Сеймур Хоффман и Аманда Пламмер. В остальном произошел еще более значительный апгрейд. На смену Гэри Россу (хорошему режиссеру, но до «Голодных игр» фильмов-экшен не снимавшему) пришел постановщик «Константина» и «Я - легенда» Фрэнсис Лоуренс, бюджет возрос вдвое, и столь же резко усилилась команда сценаристов за счет Майкла Арндта («Храбрая сердцем») и особенно Саймона Бофоя («Миллионер из трущоб»). Итог - огромное количество положительных рецензий и общее убеждение, что новая лента получилась как минимум лучше фильма-первоисточника, если только не самого романа.

«Голодные игры: и вспыхнет пламя» - явный фаворит и претендент на смену «Тора-2» на вершине киночарта. А вот кассовую судьбу другой новинки предсказать трудно. Полнометражный мультфильм с незатейливым названием «Спасти Санту» и незамысловатым сценарием, полностью соответствующим своему рейтингу «0+». Злой генерал пленил Санта-Клауса, чтобы завладеть машиной времени и… нет, не завоевать мир, а уничтожить сам праздник Рождества и Новый год впридачу. Спасать Санту будет самый обычный эльф по имени Бернард.

«Спасти Санту» - это маленький бюджет (в полтора раза меньше, чем у «Трех мушкетеров»), неизвестные создатели (работавшие на небольших независимых проектах или вовсе дебютанты), однако чрезвычайно авторитетные кинематография (Великобритания!) и российский партнер - радио «Юмор FM». Профессиональных рецензий на ленту пока не было, но первые оценки смотревших очень высоки. Хотя, быть может, на них повлияла сама атмосфера первого рождественского мультфильма года: такие ленты могут быть плохими, но кого в Рождество это интересует?

Алексей ГУЛЯНИН.