В Мурманск он приехал экипированный - в замечательной шапке-ушанке. Уроженец жаркой Севильи давно знаком с русской зимой - в нашей стране он побывал на днях уже в седьмой раз. Оскар де Кармен - гитарист, играющий фламенко, - на днях дал концерт в областной филармонии.

- В моей семье не было профессиональных музыкантов, но музыку я постоянно слышал, - говорит Оскар. - Вы не думайте, что вся Испания только и делает, что танцует фламенко, разумеется, нет - нужно же иногда и работать. Но я вырос на юге, а там петь и танцевать любят гораздо больше, чем заниматься полезными, но скучными вещами. Юг - это родина фламенко. Ну еще его можно услышать в Каталонии, Барселоне, потому что там много выходцев с юга. Так вот в наших краях, в маленьких городах и деревеньках вы обязательно увидите такую картину: вечером люди отдыхают, сидят за столами, выпивают, и вот кто-то берет гитару, другой начинает петь, третий танцевать. Это не праздник - обычный день...

В России нынче бум фламенко: колесят по стране ансамбли, испанские и не очень, в любом городе найдется с десяток танцевальных студий, в которых наши соотечественницы всех возрастов, пыхтя, осваивают грациозные андалузские па... Считается, что рождению танца мир обязан испанским цыганам - от них и страсть, и драматическое пение, и гитарный перебор, и даже силуэт платья. Цыгане, шальные и талантливые, всегда утоляли русскую тоску. Не потому ли и Оскар с его испано-цыганской внешностью в России чувствует себя как дома?

Кстати, сценическое имя - Оскар де Кармен - он получил именно в нашей стране: настоящее имя музыканта Оскар Гузман. Первый агент, с которым гитарист работал в России несколько лет назад, сразу сказал, мол, гастроли состоятся, только если будет псевдоним. Дескать, не очень-то испанская у вас фамилия, маэстро.

- Оскар де Кармен - пойдет? - предложил музыкант и попал в точку, ведь ничего более испанского - с точки зрения россиянина - и представить себе нельзя. Правда, с роковой цыганкой из новеллы Мериме псевдоним Оскара никак не связан. Кармен - имя его матери, и, по словам артиста, это довольно распространенная практика среди его земляков-гитаристов. Пример - великий Пако де Лусия (то есть Пако, сын Лусии).

Итак, фламенко сейчас играют везде. Но фламенко ли это? В Испании еще сохранилась традиция, когда мастерство исполнителя передается не за партой музыкального класса, а от наставника к ученику. Учителем Оскара был Жорж Томас Эль Моро, впрочем, уроки он брал у разных гитаристов. Инструмент держит в руках с одиннадцати лет, когда отец подарил первую гитару. Правда, лет пять спустя, когда подросток заявил, что станет музыкантом, папа был в шоке.

- Моя семья несколько лет привыкала к этой мысли, они-то надеялись, что я стану добропорядочным врачом или адвокатом, - хохочет мой собеседник. Сейчас он выступает по всему миру как соло, так и с ансамблем. В сольных проектах исполняет классику фламенко и собственные сочинения. Это те же булериас, солеа, алегриас - привычные жанры фламенко. Но композиции у Оскара получаются совершенно особые - раздумчивые, меланхоличные, искренние.

Группа талантливого испанца - это гитара аккомпанемента, пара танцоров, вокалисты - мужской и женский голоса, перкуссия. Вот, собственно, и все, что требуется для веселой бедности фламенко. Солнце, беспечность и бродяжничество по странам и континентам.

- О, я обожаю перемены, думаю, мы постоянно должны менять абсолютно все, - улыбается собеседник. - Потому и так много гастролирую.

Уточняю, как переносит инструмент смену климатических поясов и температурные перепады.

- Все это скорее отражается на мне, чем на гитаре, - отвечает Оскар. - Иногда я езжу вообще без выходных и праздников, бывает, даже дня два совсем не репетирую - все время и силы уходят на дорогу. Но, надо признаться, главная трудность в том, что если я метров триста несу гитару в футляре, то потом рука очень устает и не слишком комфортно играть.

Кстати, в Россию Оскар возит не лучшую свою гитару. Говорит, столкнувшись со сложностями таможенного оформления, перестал брать с собой гитару, сделанную для него мастером. Возит тоже любимую, но, что называется, серийную, приобретенную в обычном музыкальном магазине.

- Она тоже очень дорога для меня, но таможенникам дорогой она не кажется - и я спокойно провожу ее, - шутит де Кармен.

Подарила ли сверхпопулярность фламенко в мире музыкальному сообществу новые, не испанские имена?

- Сейчас действительно гораздо проще, чем еще несколько лет назад, научиться играть фламенко, живя в любой точке земного шара, - отвечает Оскар. - Есть Интернет, есть видеоуроки, записи концертов, да просто появляется больше возможностей соприкоснуться с носителями культуры фламенко. Можно научиться. Но для меня как для слушателя не так важна техника, какие-то ошибки в исполнении или их отсутствие. Есть кое-что поважнее - музыка должна передавать характер, атмосферу, аромат Андалусии... Чтобы играть фламенко, надо им жить. Это из самого сердца должно идти. И касаться моего сердца!

Беседовала Татьяна БРИЦКАЯ.