Мало кого удивило то, что вторая часть «Хоббита» оказалась на первом месте в российском киночарте. Успех этой ленты, как говорится, был запрограммирован. Против нее не сыграло даже такое обстоятельство, как чересчур самостоятельный подход создателей к классике фэнтези. «Я смотрел и чувствовал, как мои глаза потихоньку лезут на лоб - ГДЕ в книге они такое вычитали???» - такую краткую рецензию я получил от своего знакомого, большого поклонника Толкиена. Вместе с тем саму картину он настоятельно рекомендовал посмотреть. Видимо, мощь творческой личности режиссера «Хоббита», его таланта такова, что под их воздействием кинематографическая Вселенная Джона Рональда Руэла Толкиена потихоньку превращается во Вселенную Питера Джексона.

Под напором «Хоббита» не удержалась в лидерах диснеевская анимация «Холодное сердце». Однако ее второе место вполне почетно - кассовые сборы оказались хотя и значительно меньше, но того же порядка. А вот для «Прогулок с динозаврами» и «Страны хороших деточек» конкуренция с джексоновской лентой вылилась в настоящую коммерческую катастрофу.

«Прогулки с динозаврами» - третье место, сборы в 11 (!) раз меньше, чем у «Хоббита. Пустоши Смауга». Кстати, столь же неласково встретили эту ленту и в прокате США. Оказывается, для успеха художественного фильма об ископаемых ящерах теперь уже недостаточно спецэффектов от Джеймса Кэмерона и закадрового текста обзорной экскурсии палеонтологического музея - нужны какие-никакие сценарий и режиссура. Но эта мысль создателям «...Динозавров» вовремя в голову почему-то не пришла. Между прочим, фиаско «Прогулок с динозаврами» разом ставит под вопрос целый ряд аналогичных проектов, среди которых запланированный на 2015 год «Мир юрского периода».

Отечественная картина «Страна хороших деточек» провалилась просто жутко - 10-е место по итогам премьерного уикенда. Несмотря на довольно благожелательные рецензии критиков, зрители «Страну...» в буквальном смысле слова проигнорировали. Это сопровождалось многочисленными уничтожающими отзывами в Интернете о вероятном качестве фильма.

Если суммировать доводы «сарафанного радио», погубившего репутацию «Страны…», то создателям фильма не надо было делать две вещи. Первое - приглашать работать над концепт-артом дизайнеров, помешанных на Тиме Бертоне. И реклама, и промоматериалы «Страны хороших деточек» рождали удручающее впечатление помеси французского с нижегородским. Второе - ни в коем случае не переозвучивать поющего актера чужим голосом, особенно если это голос Филиппа Киркорова! В итоге «Страна хороших деточек» еще до премьеры была обречена прославиться как провинциальная реплика «Алисы в Стране чудес» с саундтреком от Мистера Розовая Кофточка.

Соперничать с «Хоббитом» в первый уикенд проката - удовольствие экстремального характера, особенно с безнадежно испорченной мнением народным репутацией. Однако в последний уикенд 2013 года «…Пустошь Смауга» ожидают гораздо более серьезные конкуренты, пусть и отечественного розлива. Смотреть в новогоднем кинотеатре очередные «Елки», отправив дитятю восторгаться новым богатырским мультэпосом от Сергея Сельянова, - потихоньку это превращается в не менее стойкую традицию, чем «Ирония судьбы…» по ТВ. В первом случае мы увидим «Елки-3», во втором - «Иван Царевич и Серый Волк-2».

«Елки-3» рекламируются как «новогодняя комедия с Иваном Ургантом и Сергеем Светлаковым». Да, Урганта и Светлакова мы увидим в столь же больших дозах, что и остальных героев фильма, многие из которых знакомы нам по предыдущим «Елкам». Из новых сюжетов альманаха: Дед Мороз с повесткой из военкомата, борьба за светлое будущее влюбленных собак, жены в баню - мужья в «дурку», и прочие праздничные неожиданности. В планах у бессменного продюсера «Елок» Тимура Бекмамбетова съемки двух продолжений. Одно, «Елки 1914» - новогоднее кино из эпохи Российской империи. Другое, «Елки лохматые» - то же, что и раньше, только целиком про собак.

«Иван Царевич и Серый Волк-2», казалось, так же кинематографически неинтересен, что и очередные «Елки». Хвалить особо не за что, ругать тоже как-то неудобно, стандартная каникулярная анимация. Иван Царевич занят исключительно укреплением рубежей Родины, его жена Василиса, устав от постоянного отсутствия мужа, решает подстроить свое «похищение волшебником Черномором (пусть поволнуется!) и т. д. С другой стороны, последний спродюсированный Сергеем Сельяновым сказочный мультфильм «Как украсть перо Жар-птицы» собрал в 15 (!) раз меньше денег, чем его же «Три богатыря на дальних берегах».

«Иван Царевич и Серый Волк-2», его успех или неудача могут коренным образом повлиять на дальнейшее развитие отечественной коммерческой анимации, до сих пор опиравшейся на переосмысленную в диснеевском духе советскую традицию полнометражного мультфильма. Но об этом мы узнаем только в 2014 году.

Алексей ГУЛЯНИН.