Неделю назад в США состоялось вручение кинематографической премии «Золотой глобус», второй по престижности после «Оскара». Специфика «Золотого глобуса» в том, что присуждается он не представителями киноотрасли, а аккредитованными в Голливуде иностранными журналистами и по гораздо большему числу номинаций, в том числе для сферы ТВ.

В этом году обладателем самого престижного «Золотого глобуса» (лучший драматический фильм) стала лента «12 лет рабства». Эта картина правильная во всех отношениях: сценарий, режиссура, актерская игра и так далее могут служить образцом для всех желающих снять хороший фильм. К сожалению, «12 лет рабства» правильны и в отношении продюсирования, то есть в данном случае сняты именно таким образом, чтобы быть номинированными на максимальное количество призов.

Создатели добились желаемого, но сама картина - только проиграла. «12 лет рабства» если и будут вспоминать, то лишь в связи со своим непосредственным творческим предшественником - прошлогодним вестерном Квентина Тарантино «Джанго освобожденный», также претендовавшим на главный «Золотой глобус». К Тарантино можно относиться по-разному (не перевелись те, кто его на дух не переносят), но непременная составляющая любой классной картины - творческий риск создателя - в его работах присутствует всегда.

А «12 лет рабства»? Кино про хороших негров (извините, афроамериканцев) и плохих южан-рабовладельцев, похитивших главного героя и дюжину годков продержавших его в цепях несвободы, основано на реальной истории, цветное по картинке и черно-белое по сути. (Опять-таки вспомним «Джанго освобожденного», где самой зловещей фигурой был не белый плантатор, а его управляющий - «черный кардинал»). Количество положительных рецензий никого не должно обманывать. В современных США отрицательно отозваться о такой ленте все равно что в брежневском СССР - об озеровском «Освобождении». Здесь - неполиткорректно, там - антисоветизм.

Ну а теперь от заокеанских призов перенесемся к родным киноэкранам России и посмотрим, что нас ждет действительно оригинального. Увы, та же беда, что и в Мекке мирового кинематографа, - обилие бродячих сюжетов. О том, как они переосмыслены (в конце концов, «Маленькие трагедии» Пушкина тоже основаны на бродячих сюжетах), судите сами.

Том Клэнси, любимый Юлиан Семенов неоконсерваторов, начиная с Рональда Рейгана, скончался в прошлом году, но дело его живет и побеждает! «Джек Райан: теория хаоса» - очередной технотриллер о приключениях сквозного героя всех романов Клэнси. В отличие от прочей «клэнсиады» фильм основан на оригинальном сценарии (заимствован только центральный персонаж). Джек Райан чудесным образом переквалифицировался из аналитика ЦРУ в финансового аналитика (из ветеринара - в гинекологи), приехал в Москву и оказался замешанным в грандиозной афере русского олигарха, задумавшего обрушить… доллар!

Как видим, сюжет - «Принцесса Вампука африканская»: родные пенаты профессиональных обрушителей валют (например, пресловутого Джорджа Сороса) находятся в других странах, вслед за визитами американских финансовых аналитиков обычно падает курс «родных» валют, не говоря уже о том, что для русских олигархов обрушивать доллар - себе дороже. Так что перед просмотром «Джека Райана…» рекомендуется абстрагироваться от шаблонного сюжета и просто наслаждаться закрученными перипетиями действия. Тем более что с остальным у «Джека Райана…» все в порядке: режиссер - Кеннет Брана («Тор»), в ролях - Крис Пайн («Звездный путь»), Кевин Костнер, Кеннет Брана, Кира Найтли.

В «Забойном реванше» самое забойное - идея: Роки Бальбоа (Сильвестр Сталлоне) против Джейка Ла Мотты - Бешеного Быка (Роберт Де Ниро). К сожалению, дальше задумки все пошло по накатанной колее старой комедии «Бей в кость» с Антонио Бандерасом и Вуди Харрелсоном. Только там между собой разбирались боксеры второго звена, а здесь - былые знаменитости, в зените славы не договорившиеся о «матче века», но устроившие его в почтенном пенсионном возрасте. «Забойный реванш» примечателен также участием Ким Бэйсингер, успешно скрывающей (в том числе и благодаря пластике) свой возраст от кинокамеры.

Для поклонников Гермионы Грейнджер - Эммы Уотсон очередная лента с ее участием, «Воровка книг», будет большим разочарованием. Во-первых, это не про Гарри Поттера и не фэнтези, а историческая драма. Во-вторых, Эмма Уотсон (как и другая знаменитость - Джеффри Раш) играет в «Воровке…» второплановую роль (в главной роли - начинающая Софи Нэлисс).

Экранизация одноименного бестселлера Маркуса Зузака (в русском переводе - «Книжный вор») очень актуальна по своему сюжету, даром что действие происходит в гитлеровской Германии. Главная героиня, научившись читать, страстно полюбила книги - и книги помогают ей разбираться в окружающем мире невзирая на всю мощь геббельсовской пропаганды. Потенциал - интереснейшего фильма года, но реализован он, увы, далеко не полностью.

Судя по мнению критиков, создатели так до конца и не определились, что такое «Воровка книг» - серьезный фильм для подростков или фестивалей. Итог - классическая «ситуация двух стульев»: в американском прокате «Воровка…», несмотря на высокий рейтинг imdb.com 7,7/10, прошла с умеренным успехом, а на «Золотой глобус» была номинирована только за лучший саундтрек.

Алексей ГУЛЯНИН.